Макрошпора6. Решение задач, экзаменационные билеты бгэу за разные годы

03.04.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Модель IS-LM представляет собой модель совместного равновесия товарного и денежного рынков. Она была разработана английским экономистом Дж.Хиксом в 1937г. в статье «Мистер Кейнс и классики» и получила широкое распространение после выхода в 1949г. книги американского экономиста Э.Хансена «Монетарная теория и фискальная политика» (поэтому модель иногда называют моделью Хикса-Хансена).

Основной целью анализа экономики с помощью модели IS-LM является объединение товарного и денежного рынков в единую систему. Модель IS-LM позволяет наглядно представить процессы взаимодействия отдельных рынков не только в ходе приспособления к совместному равновесию, но и при переходе от одного равновесного состояния к другому.

Методология построения модели. Для построения модели IS-LM, необходимо определить параметры, связывающие товарный и денежный рынки. Основным параметром товарного рынка является реальный объем национального производства. Известно, что он определяет спрос на деньги для сделок а, значит, общий спрос на деньги и процентную ставку, при которой достигается равновесие на денежном рынке. В свою очередь уровень процентной ставки влияет на объем инвестиций, являющихся элементом совокупных расходов. Таким образом, товарный и денежный рынки взаимосвязаны через национальный доход Y, инвестиции I и процентную ставку r. Модель IS-LM сохраняет все предпосылки простой кейнсианской модели: · уровень цен фиксирован (Р = const) и является экзогенной величиной, поэтому номинальные и реальные значения всех переменных совпадают; · совокупное предложение (объем выпуска) совершенно эластично и способно удовлетворить любой объем совокупного спроса; · доход (Y), потребление (C), инвестиции (I), чистый экспорт (Xn) являются эндогенными переменными и определяются внутри модели; · государственные расходы (G), предложение денег (M), налоги (T) являются величинами экзогенными и задаются вне модели. Исключение составляет предпосылка о постоянстве ставки процента. Если в модели Кейнсианского креста ставка процента фиксирована и выступает экзогенным параметром, то в модели IS-LM она эндогенна и формируется внутри модели; ее уровень меняется и определяется изменением ситуации (равновесия) на денежном рынке. Основными уравнениями модели являются: - основное макроэкономическое тождество, - функция потребления, где a – величина автономного потребления, b– предельная склонность к потреблению. - функция инвестиций, где c – величина автономных инвестиций, некоторый уровень инвестиций, который всегда необходим, d – показатель чувствительности инвестиций к ставке процента (эластичность инвестиций по ставке процента) Все остальные параметры, влияющие на инвестиции, считаются фиксированными и учитываются в величине автономных инвестиций. - функция спроса на деньги, где e – коэффициент монетизации (чувствительность спроса на деньги к уровню дохода) , f – чувствительность спроса на деньги к ставке процента (в кейнсианской концепции предпочтения ликвидности, это предельная склонность к предпочтению денег в качестве имущества или, по другому, коэффициент, характеризующий предпочтения экономических субъектов по процентной ставке). Экономику будем считать закрытой. В краткосрочном периоде экономика находится в условиях неполной занятости, уровень цен фиксирован, величины ставки процента и совокупного дохода подвижны, номинальные и реальные значения всех переменных совпадают. В долгосрочном периоде, когда экономика находится в условиях полной занятости, уровень цен подвижен. В этом случае предложение денег является номинальной величиной, а все остальные переменные модели реальными.

Кривая IS («инвестиции – сбережения») описывает равновесие на товарном рынке и отражает взаимоотношения между рыночной ставкой процента r и уровнем дохода Y. Кривая IS выводится из простой кейнсианской модели (модели равновесия совокупных расходов или модели кейнсианского креста), но отличается тем, что часть совокупных расходов и, прежде всего, инвестиционные расходы теперь зависят от ставки процента. Ставка процента перестает быть экзогенной переменной и становится эндогенной величиной, определяемой ситуацией на денежном рынке, т.е. внутри самой модели. Зависимость части совокупных расходов от ставки процента имеет результатом то, что для каждой ставки процента существует точное значение величины равновесного дохода и поэтому может быть построена кривая равновесного дохода для товарного рынка - кривая IS. Во всех точках кривой IS соблюдается равенство инвестиций и сбережений (IS: Investment = Savings).



Простейший графический вывод кривой IS связан с использованием функций сбережений и инвестиций.

На рис.6.1. в квадранте II представлен график функции сбережений S(Y): с ростом дохода Y 1 до Y 2 сбережения увеличиваются с S 1 до S 2 . В квадранте III представлен график I=S (линия под углом в 45° к осям координат I и S). I 1 =S 1 , I 2 =S 2 . В квадранте IV представлен график функции инвестиций I=I(r), показывающий рост инвестиций как функцию, обратную уровню процентной ставки r. На основе этих данных в квадранте I находим множество равновесных сочетаний Y и r, т.е. кривую IS: IS 1 (Y 1 , r 1) и IS 2 (Y 2 , r 2), чем ниже ставка процента, тем выше уровень дохода.

Рис. 6.1. Графический вывод кривой IS

Кривая LM («предпочтение ликвидности – деньги») показывает все возможные соотношения Y и r, при которых спрос на деньги равен предложению денег. Термин LM отражает это равенство: L обозначает предпочтение ликвидности, кейнсианский термин для обозначения спроса на деньги, а М – предложение денег.

В основе построения кривой LM лежит кейнсианская теория предпочтения ликвидности, объясняющая, как соотношение спроса и предложения реальных запасов денежных средств определяют ставку процента. Реальные запасы денежных средств представляют собой номинальные запасы, скорректированные на изменение уровня цен и равны М/Р. В соответствии с теорией предпочтения ликвидности, предложение реальных денежных средств фиксировано и определяется центральным банком. Рассмотрим построение кривой LM на основе графического анализа равновесия денежного рынка.

Кривая IS отражает все соотношения между Y и r, при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM - все комбинации Y и r, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Пересечение кривых IS и LM дает единственные значения величины ставки процента r* (равновесная ставка процента) и уровня дохода Y* (равновесный уровень дохода), обеспечивающие одновременное равновесие на товарном и денежном рынках. Равновесие в экономике достигается в точке Е (рис.6.10).

Рис.6.10. Равновесие в модели IS-LM

На рис.6.10, например, в точке А, которая лежит на кривой IS, но вне кривой LM, существует равновесие на товарном рынке (т.е. совокупный выпуск равен совокупному спросу). В этой точке процентная ставка оказывается выше равновесной, поэтому спрос на деньги меньше, чем их предложение. Так как у людей есть лишние деньги, они попытаются избавиться от них, купив облигации. В результате увеличатся цены на облигации, что приведет к падению процентных ставок, а это в свою очередь приведет к росту планируемых инвестиционных расходов. Таким образом, совокупный спрос вырастет. Точка, описывающая состояние экономики, движется вниз по кривой IS до тех пор, пока процентная ставка не упадет, а совокупный выпуск не вырастет до равновесного уровня.

В случае если экономическая ситуация описывается точкой, лежащей на кривой LM, но вне кривой IS (точки В и D), рыночные механизмы все равно приведут ее к равновесию. В точке В, даже несмотря на то, что спрос на деньги равен их предложению, совокупный выпуск оказывается выше равновесного уровне, больше совокупного спроса. Фирмы не могут продать свою продукцию и накапливают незапланированные запасы, что заставляет их сокращать производство и снижать выпуск. Снижение объема производства означает, что спрос на деньги упадет, это приведет к снижению процентных ставок. Точка, описывающая состояние экономики, будет двигаться вниз по кривой LM до тех пор, пока не достигнет точки общего равновесия.

Равновесное положение обоих рынков может быть определено совместным решением уравнений кривых IS и LM. Алгебраически равновесный объем производства может быть найден путем подстановки значения r уравнения LM: в уравнение IS и его решения относительно Y:

Полученное выражение представляет собой алгебраический вид функции совокупного спроса. Из этого равенства видно, что, воздействуя на величину расходов путем манипулирования объемами государственных расходов (G) и налогами (T) - государство использует инструменты фискальной политики, путем изменения денежного предложения () – монетарной (денежно-кредитной) политики. Из условий совместного равновесия выводится важнейшее понятие кейнсианской теории – эффективный спрос, который является определяющим параметром в экономике. Эффективный спрос – величина совокупного спроса, соответствующая совместному равновесию.

Деньги – это запас страны (величина на определенную дату), а не поток. Объем реального выпуска – это поток (величина за определенный промежуток времени). Одна из центральных проблем макроэкономики – влияние изменения запасов на потоки. В данном случае эта проблема сводится к изучению влияния изменения объема денежной массы на реальный объем национального производства.

Если количество денег в стране увеличивается, но деньги не поступают в обращение, то это изменение не влияет на реальный поток доходов. Однако в большинстве случаев деньги поступают в обращение. Тогда степень их влияния на изменение реального дохода, (а через него на уровень занятости), зависит от гибкости цен.

Если макроэкономические цены на всех рынках страны абсолютно гибкие и изменяются в той же пропорции что и денежная масса, увеличение количества денег не приводит к увеличению реального объема доходов. В этом случае говорят, что деньги нейтральны . Если изменение денежной массы влияет на изменение реальных показателей, то говорят, что деньги не нейтральны .

Для анализа проблемы нейтральности денег воспользуемся «количественной формулой обмена».

где M – денежная масса страны, V – скорость обращения денег, P – уровень цен в стране, Y – реальный объем производства.

Преобразуем данную формулу для темпов прироста показателей.

Темп прироста денежной массы;

Темп прироста скорости обращения денег;

Темп прироста реального объема производства (реального ВВП);

Темп прирост уровня цен (темп инфляции).

Запишем «количественное уравнение обмена» через темпы прироста:

Если темп прироста денег стабилен, то темп прироста скорости обращения денег тоже стабилен. Поэтому:

где - темп прироста номинального ВВП.

В реальности скорость обращения денег не является стабильной величиной. Вместе с тем на нее оказывают влияние следующие факторы:

Процентная ставка. По мере роста ставки процента домашние хозяйства все чаще предпочитают обращаться в банк, сокращая количество наличных денег, находящихся на руках. В результате скорость обращения денег возрастает.

Реальный национальный доход. При увеличении реального национального дохода возрастает спрос на деньги, а вслед за ним и скорость обращения денег.

Институциональные факторы. Скорость обращения денег является убывающей функцией от уровня реальных операционных издержек, связанных с конвертацией денег в финансовые активы, приносящие доход. В реальности данный показатель находится под влиянием технологических нововведений (введение кредитных карточек, электронных систем и банковских автоматов), а так же финансового регулирования (банковское законодательство определяет условия конвертации активов, приносящих доход в чековые счета и наличность).



Следует иметь в виду, что для разных агрегатов степень устойчивости скорости обращения денег различная. Наибольшей устойчивостью обладает скорость обращения денег для агрегата М2 . Поэтому именно агрегат М2 является тем агрегатом, который регулирует Центральный банк.

1) Если цены абсолютно гибкие, то темп инфляции совпадает с темпом прироста денежной массы: , поэтому

2) Если цены абсолютно негибкие (стабильные), то темп прироста денежной массы совпадает с темпом прироста реального ВВП. Иными словами, при

3) Если цены меняются, но в меньшей пропорции чем денежная масса (), то темп прироста реального ВВП равен разности между приростом денежной массы и темпом инфляции:

В первом случае деньги нейтральны, т.к. . Во втором и третьем случаях деньги не являются нейтральными, поскольку

В макроэкономической теории, также как и в микроэкономике, используется понятие долгосрочного и краткосрочного периодов, но их концептуальная трактовка разная. В макроэкономике под долгосрочным периодом понимается период, в течение которого все цены на товарных и ресурсных рынках являются гибкими и изменяются в равной пропорции. Иными словами за этот период цены на ресурсы и, прежде всего, заработная плата, успевают приспособиться к изменению уровня цен на товары. Средняя продолжительность этого периода составляет шесть лет.

Период, в течение которого цены на товарных и ресурсных рынках являются относительно негибкими или в течение которого динамика заработной платы отстает от динамики уровня цен, называется краткосрочным периодом . При этом и в долгосрочном и в краткосрочном периодах объем применяемого капитала остается неизменным.



Учитывая понятие долгосрочного и краткосрочного периодов, можно сделать вывод, что деньги являются нейтральными в долгосрочном периоде и не обладают этим свойством в краткосрочном периоде. Из сказанного вытекает, что денежно-кредитная политика, связанная с изменением денежной массы, может повлиять на реальное производство в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде, когда деньги нейтральны, важнейшей задачей денежно-кредитной политики остается стабилизация уровня цен, т.е. в долгосрочном периоде (для ), Центральный банк должен увеличивать денежную массу темпом, равным темпу прироста реального ВНП (). Необходимость увеличения денежной массы темпом, равным темпу прироста реального объема производства с целью стабилизации уровня цен в долгосрочном периоде называется монетарным правилом . Это правило впервые было сфомулировано М. Фридманом и занимает важное место в теории монетарисстов.

Неоклассическое направление анализирует функционирование экономики в долгосрочном периоде при условии гибкости цен. Это направление рассматривает деньги как нейтральные. Кейнсианство анализирует функционирование экономики в краткосрочном периоде, поэтому в данной концепции деньги не нейтральны. Возникшая в 70-ые годы ХХ века «новая классическая школа» базирующаяся на теории рациональных ожиданий, доказывает, что деньги являются нейтральными даже в краткосрочном периоде, если ожидания экономических субъектов рациональны и они не делают систематических ошибок в прогнозе. Таким образом, в данной концепции деньги обладают свойством супернейтральности .

Пересе-ч IS и LM. Общее равновесие достигается при достиж-и равновесия на тов и ден р-ках.

в E 1) объём AD = объёму AS, 2) IN=S,3) L=M (спрос на деньги равен их предлож-ю), 4) Zin=Zm

Сила эк необх-ти возвратит в Е: Сниж-е проц. ставки => активизации инвестиц. спроса и экспорта=> увелич-е сов. спроса и объёма выпуска. Сниж-е объёма пр-ва => сниж-е доходов=>сниж-е спроса на деньги=> сниж-е проц.ставки

Модель ISLM отражает завис-ть между проц. ставками и объемом сов. выпуска при сохранении равновесия на ден. и товарном рын-х.

Инвестиционная ловушка. Спрос на инвестиции неэластичен по ставке процента. IS – перпендикуляр. Сдвиг LM не приведет к изм-ю объема сов-го спроса. Необходим сдвиг IS вправо за счёт «эффекта имущества» (доп ср-в).

Ликвидная ловушка. Миним-я проц-я ставка. Население, безразлично к сделкам, и к возможностям увеличить потребление => объемы инвестиций и выпуска не изменяются. Нужны ср-ва.

32. Национальная финансовая система и государственные финансы. Государственный бюджет и его функции. Отличие финансовых фондов государства.

Финансы – сов-ть эк. отношений и обяз-в ден. порядка, существ-х между гос-вом и хоз. субъектами по поводу формиров-я и исп-я ден. доходов. (Особ-ти совр-х финансы: исп-е ден формы, отсутствие эквив-го обмена, обяз-ть платежей, исп-е бюджета как способа концентрации ден-х ср-в в пользу гос-ва)

Общенац-я фин. система – сов-ть институтов, организаци, задейстов-х в перемещ-ии ден-х ср-в, обеспечив-х выполнение фин-х обяз-в субъектов нац эк-ки и гос-ва.

Уровни ФС:1. Фин. дом. хоз-в,2.субъектов хоз-я (предп-я)3)гос-ва

Гос финансы- система эк отнош-й, связ-х с образованием ден-х ресурсов гос-ва и их последующее исп-е для выполнения соц-эк и полит-х ф-ций.

Уровни гос финансов : 1) бюджетный ур-нь, 2)бюдж-е фонды (чист-й бюджет), 3) спец-е внебюдж-е фонды, 3) финансы предпр-й гос. сектора.

Гос бюджет

Функции гос бюджета: 1)аккумуляция фин-х ср-в (фискальная). 2)регулирование, 3)инвестиционная 4)регион-е перераспредел-е ден-х ресурсов, 5)социальная (соц. защита), 6)обеспеч-е фин. безопасн-ти гос-ва

Гос. фонд – сов-ть фин-х ср-в, находящ-ся в распоряж-и гос-ва и имеющих обознач-е источники пополнения и целевое назнач-е.

Фонды по видам деят: соце, эк-е, научно-исслед-е, кредитные, страхования, военно-пол и межгос-е.

33. Дефицит государственного бюджета и его экономическая природа. Макроэкономические последствия дефицита. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Гос бюджет -ведущее звено нац фин. системы, связанное с налоговой сист-й страны. (сист-ма ден-х отнош-й между гос-вом, физич и юр лицами)

Состояния бюджета: 1) баланс 2)профицит (дох>расх)3) дефицит (расх>дох).

Анализе дефицита бюдж: 1)эк природа дефицита 2)колич-я оценку дефицита (крытй и реальный, сравнения с додохдами и ввп) 3) возм-е фин. источники покрытия 4) соц-эк-е последствия дефицита

Эк. природа дефицита : циклический (с фазой эк.цикла. кризис – увелич-е расх-в), структурный (плохое сост-е ведущих отраслей нац эк-ки, военный (ведение или приготовл-е), фактич-й (цикл-й+структ-й)

Дефицит: 1) активный (осмысленный, когда расх> доходов, из-за сокращ-я налогов, увелич-я инвестиций за гос счет; 2) пассивный (вынужденный, из-за сокращ-я хоз.активности).

Источники покрытия: 1) увелич-е налогов, б) распродажа гос. имущ-ва 3)гос.займ, 4) эмиссия денег (печ-й станок).

Дефицит гос бюджета приводит к тому, что прав-во начинает постоянно жить в долг.

Мультипликатор сбалансированного бюджета –показатель, отраж-й изм-е объема выпуска в рез-те изм-я гос-х расх-в и нал-х поступл-й.

34. Государственный долг: причины образования и виды. Функции государственного долга. Макроэкономические последствия наращивания внутреннего и внешнего государственного долга

Гос. долг - это сумма величин бюджетных дефицитов, накопл-х за опр-й период времени.

дефицит бюджета=>дефиц-е финансир-е (гос займ, кредит прав-ву) => гос. долг(обслужив-е гос долга)

Функции гос. долга: 1.фискальная (доходная), 2.стабилизирующая.

Внутренний гос.долг - это долг прав-ва перед населением своей страны (из-за сниж-я эк эффект-ти, завыш-е гос. расходов, неэффект-й налог. сист, отсутствие внешн-х источников финанс-я)

Осн компонент внутр-го гос.долга: 1.Эмисси денег ЦБ, 2.кредиты прав-ва у ЦБ и КБ, 3. Продажа (размещ-е ценных бумаг)

Последствия внутр-го гос. долга. 1.Противоречия между поколениями. 2.Увелич-е налогов. 3. Повыш-е проц. ставки.4.Выплата процентов по кредитам (стимулирует инфл-й спрос).

Внешний госдолг- это фин-й долг прав-ва страны перед иностр-ми гос-вами, зарубежн. банками и междунар-ми орг-ями.

Последствия внешнего долга: 1) распродажа иностранцам гос. имущ-ва 2)огранич-е внутр-го потребл-я и сниж-е ур-ня жизни насел-я 3) эк. и политич-я завис-ть страны, сниж-е кредитн. рейтинга

35. Потенциал воздействия государственных финансов (бюджета) на национальную экономику. Мультипликатор государственных расходов. Концепция правительственного продукта и «здоровых финансов».

Гос финн система возд-е на эк-ку (эффек-е перераспред-е фин-х ресурсов между ведущими отраслями, поддержка точкам эк. роста, способствует повыш-е конкурентноспособности нац пр-ва)

Мультипликатор гос-х расходов Mg=∆Y/∆G= 1/(1-APC)=1/APS – показатель, отражающий изм-е сов. дохода из-за изм-я гос-х расходов. (зависит от нал-q ставки)

Гос закупки стимулируют в нац -ке доходообразование и рост ВВП.

Концепция «здоровых финансов»: подав-е инфл-ии и сведение до минимума дефицита бюджета. гос поддержка бизнеса (сокращ-е налогов, увелич-е фин-х льгот), неагтивное отнош-е к наращив-ю соц. расходов, сбереж-я в дом хоз-вах - источник ср-в для дефиц-го финансиров-я.

Концепция «правительственного продукта»: общ-во должно финансировать издержки, связанные с пр-вом общ-х благ.

36. Особенности государственных финансов Беларуси в условиях переходной экономики

В РБ новая фин-я сист-ма: 1 без вал-х резервов, 2.без опоры на нац-ден-ю систему, 3.без опыта работы в рын усл-х но были высоквалифиц-е кадры и дисциплина.

Переходная эк-ка: Плановые отчисл-я предпр-й=>налоги и сборы, появл-е доходов от приватизации.

Задач гос бюджета: а) достиж частичн равновесия и созд-е усл-й общего, б) стабилизация, либерализация и эк. рост, в) преодоление пережитков админ-й сист, г)обеспеч-е эк. безопас-ти.

Осн тенденции: а) расширение сферы бюджетных отношений, б) усиление концентрации и централизации фин-х ресурсов в гос. бюджете, в) быстрый рост объёма бюджета г) спец ден-е расходы на разв-е рын. инфрастр-ры.

37. Налоговая система страны и ее эффективность. Величина налоговой нагрузки и налоговый мультипликатор. Эффективность налоговой системы страны.

Налоговая система – сов-ть принципов, методов установл-я, изм-я, сбора и отмены налогов, соответств-х действ-му законод-ву.

Правила налогообложения: 1) точность расчета налога, 2) доступность налога, 3) удобство платежа, 4) экономичность сбора налога

Принципы построения налоговой системы: 1) принцип получаемых выгод 2) платежеспособность и всеобщность 3) справедливость 4) доходчивость 5) обоснованность

– показатель(%), 1) на ур-не всей нац эк-ки -доля ВВП кот. гос-во присваивает через нал-е перераспред-е. 2 для отд-го предпр-я (сумма собир-х налого/общ-я прибыль),3. Налоговое амистриров-е.

Налоговый мультипликатор Mt=DY/DT= MPC/(1-MPC)– это показатель, отраж-й изм-е объема выпуска при изм-ии налогв. Снижение налогов => увелич-е спроса=>увелич-е объема выпуска (и наоборот)

Эф-ть нал-й системы - способность выполнять соответствующие функции на уровне всей нац экономики. (бюдже-е доходообразов-е и формир-е оптим-го эк. климата)

Эф-ть нал-й системы - степень исключ-я внутр-х противоречий.

Фискальная политика современного государства и потенциал ее воздействия на макроэкономические процессы. Содержание и основные компоненты фискальной политики. Эффективность фискальной политики.

Задач фиск-й политики – оптим-е управл-е гос. имущ-вом и созд-е усл-й для роста доходности гос. капитала.

Осн компоненты фиск-й политики: Линия доходов (налоговая политика, доходы с гос капитала) и линия расходов (объём расходов, структура расходов) – тесная взаимосвязь

Факторы формиров-я ФП: 1)сост-е нац эк-ки, 2)наличие правового коридора в стране, 3)степени демократизации в стране, 4)междунар-й рейтинг и авторитет страны 5) сформулиров-е задачи соц-эк разв-я страны

Стимулирующая ФП

Сдерживающая ФП

Эффект-ть ФП: (+когда спад фиск-я поитика подталкивает. -гос инвест-ии вытесн-т част-е, рост проц-й ставки, не может влиять на неб-е колеб-я, соц. последствия (увелич-е налогов)).

39. Разновидности фискальной политики.Встроенные стабилизаторы. Эффект Оливера-Танзи. Потенциал налогового компонента в рамках фискальной политики.

Фискальная политика государства – целенаправл-е действия прав-ва по мобил-ии и рац-му исп-ю ден-х рес-в (гос. расх, налогооблож-е, сост-е гос. бюджета) с целью реш-я стратег-х и тактич-х задач соц-эк-го разв-я страны. Цель – равновесие

ФП: долгосрочнаю, среднесрочная и конъюнктурная(стимулирующую и сдерживающую)

Стимулирующая ФП исп-ся в период спада эк-ки. (задача– смягчить кризис и ускорить преодол-е). содерж-е стимул-й фиск-й политики – рост гос расходов и сниж-е налогов.

Сдерживающая ФП исп-ся в период подъема нац экки. (задача– за счет тормож-я дел активнти ограничить быстрое разогреве нац экки. (Сокр-е гос расходов и увелич-е нал-й нагрузки)

Встроенные стабилизаторы – сов-ть мер фин-го и нал-го хар-ра, кот. оказывают эффек-е возд-е на цикл дел-й акт-ти в завис-ти от прохождения нац эк-кой соответств-й фазы.

В фазе подъёма сумма налогов автомат-и увелич-ся, а гос. расходы, сокращаются. В период спада налоги сокращ-ся, растут гос расходы.

Эффект Оливера-Танзи -затягивание налогоплательщиками внесения нал-х платежей в госбюджет в условиях повыш-я инфляции (при заметном обесцен-и денег это принесёт выгоду)

Нал-ый компонент ФП: степень нал-й нагрузки и собираемости налогов, наличие налог-х льгот. На макроэк-е процессы воздействует косвенным образом(не всегда нужн-я реакция)

В рамках фискальной политики налоговый компонент должен дополн-ся институц-ми, организац-ми и эк-ми мероприятиями.

40. Принципы построения национальной банковской системы современного типа как институциональной структуры. Центральный банк страны: стратегические задачи и функции.

Национальная банковская система – сов-ть кредитных институтов и спец-х орг-й, создающих ср-ва платежа, аккумулирующих своб-е ден-е ср-ва и предоставляющих их в кредит.

Вар-ты структуры банк-й системы: 1)централизованная (для ком-админ) 2)децентрализованная (единая унитарная) 3) двухуровневая или трехур-я (1нацбанк,2КБ, 3небанк-е фин-е кред-е страх-е)

ЦБ – орган гос управл-я, кот регулир-т ден-кредитную систему страны и координирует деят0ть всей нац банк сист

Стратегич-я задача ЦБ – обеспечение устойчивости нац ден единицы на внеш и внутр рынках, исключ инфляции и девальвации нац денег.

ЦБ должен быть гарантом стабильности ден-кред-й и фин-й системы (должен проводить для этого сбалансированную ден-кред политику)

Осн ф-ции ЦБ: 1) эмиссия денег 2) орг-я ден-го обращ-я 3) орг расчетов и платежей 4) надзор за КБ 5) кредитование КБ 6) управ счетами прав-ва 7) регулир-е банк-й сист.

ЦБ страны несет ответств-ть за сост-е плат-й системы


Похожая информация.


Реальный сектор экономики - понятие, используемое в отечественной экономической литературе, публицистике, средствах массовой информации для противопоставления процессов структурной перестройки и экономического роста движению спекулятивных капиталов.

В реальный сектор экономики входят как отрасли материального производства, так и сфера производства нематериальных форм богатства и услуг. Во второй половине и в особенности в последние десятилетия XX в. произошли кардинальные изменения в структуре реального сектора. В результате научно-технической революции и роста производительности труда резко изменилось соотношение в нем между отраслями материального производства и сферой услуг. В индустриально развитых странах доля занятых в сфере услуг почти в два раза превышает эту долю в отраслях материального производства, составляя более двух третей общей численности занятых. Абсолютно и относительно уменьшается масса общественного труда, занятого в сельском хозяйстве, добывающей промышленности.

Информатизация экономики, порождая дальнейшие структурные сдвиги в реальном секторе, ведет к появлению новых отраслей производства, в т. ч. производства программного обеспечения для компьютеров. Она меняет само представление о реальном секторе экономики, включающем в себя виртуальную реальность в сетях телекоммуникаций, и в частности Интернет.

Мотором развития реального сектора являются прямые капиталовложения, идущие на техническое перевооружение и другие инновации, стимулирующие экономический рост.

Денежный сектор экономики – связующее звено между всеми агентами рыночных отношений. Денежный рынок имеет специфическую особенность, выделяющую его из среды других рынков: здесь обращается особый товар – деньги. У них имеется специальная цена – процентная ставка, являющаяся альтернативной стоимостью денег. Поэтому на этом рынке деньги не продаются и не покупаются, а обмениваются на другие финансовые активы.

Одной из наиболее важных проблем ускоренного развития экономики является задача организации конструктивного взаимодействия реального и кредитно-банковского секторов экономики. В мировой и отечественной теории разработаны различные подходы к решению этой проблемы. Вместе с тем, как показала отечественная практика, этот опыт используется неэффективно. При этом субъектами обеих сторон явно недооценена потребность в анализе финансового посредничества так называемых «финансовых новаторов» в экономическом развитии. Частично это было связано с тем, что до сих пор функции кредитных институтов рассматривались хозяйственными организациями как подчиненные в процессе развития реального сектора экономики.

На современном этапе развития экономики большой интерес вызывают теории асимметрии информации, которые также исследуют механизм взаимодействия реального и финансового секторов экономики. Эта асимметрия информации связана с тем, что предприятие обладает заведомо большей информацией о вероятности возврата займа, чем кредитное учреждение, что дает ему преимущество. В свою очередь кредитный институт, стремясь преодолеть барьер асимметрии информации и понимая стремление предпринимателей, относится скептически к данным, предоставляемым в кредитных заявках. В результате этого, инвестиционные проекты с чистыми приведенными денежными доходами платят премию по завышенному уровню рыночной процентной ставки, а в некоторых случаях могут вообще не иметь доступа к финансовым ресурсам. При финансировании реального сектора проблема асимметрии информации сталкивается с особенностями функционирования финансовой системы. Финансовые учреждения обменивают денежные средства на обещание вернуть их в будущем на определенных условиях, т.е. выбор объекта вложения основывается на принципе самой высокой ожидаемой доходности. Предприниматели, внедряющие инновации, характеризуются наибольшим уровнем асимметрии информации, по причине нехватки общей информации для новаторов, так как большая их часть характеризуется отсутствием опыта, а так же неопределенностью ее долгосрочной экономической эффективности. В процессе инвестирования финансовые институты, имеющие значительные ресурсы, могут экспериментировать с высокодоходными проектами на основе выделения системных рыночных рисков, формируя рисковую инвестиционную стратегию.

Основная часть инвестиционных ресурсов формируется финансовой системой, исходя из существующей системы оценок будущих доходов, тем самым финансовые учреждения могут как стимулировать, так и препятствовать процессу капитальных вложений. Таким образом, для получения эффективной оценки взаимодействия реального и финансового секторов экономики феномен рыночного финансирования должен присутствовать изначально и рассматриваться значительно шире, чем просто вспомогательный механизм. В условиях асимметрии информации компании вынуждены платить премию за финансирование, которая зависит от состояния балансов компаний, то есть для компаний с более высоким уровнем долга стоимость новых финансовых ресурсов будет выше, чем для компаний с меньшим объемом заложенности, что позже сказывается на их развитии.

Таким образом, взаимодействие реального и финансового секторов экономики на основе теории асимметрии информации показывает, что финансовый сектор является важным элементом рыночной экономики, а информационная природа рыночного финансирования определила институциональную обусловленность этого процесса. В свою очередь развитие кредитно-банковских учреждений не может осуществляться без реального сектора.

Взаимодействие реального и финансового секторов экономики зависит от того, как успешно институциональная система собирает информацию необходимую для рыночного финансирования, обеспечивает защиту и достоверность информации.

Итак, не смотря на разнообразие теоретических подходов исследования взаимодействия финансового и реального секторов экономики единства мнений до сих пор нет. С одной стороны, особая роль новаторов и распространение нововведений на протяжении последних десятилетий развития российской экономики сдерживается именно из-за отсутствия оптимального взаимодействия финансового и реального секторов экономики выражается в неразвитости финансовых механизмов для перехода на качественно новый инновационный уровень развития. С другой стороны, остается неясным механизм взаимосвязи изменений в финансовой системе и реальном секторе, то есть роль институциональных и финансовых условий инвестиционного процесса в условиях перехода на этап инновационного развития. В этих целях необходимо оценить возможные и необходимые экономические и социальные издержки перехода к новому инновационному этапу развития, так как нельзя исключать и тот факт, что при загрузке мощностей и качестве производственных фондов переход на качественно новый инновационный уровень развития может смениться нежелательным спадом.

Кривая IS отражает все соотношения между Y и r, при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM – все комбинации Y и r, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Пересечение кривых IS и LM дает единственные значения величины ставки процента r* (равновесная ставка процента) и уровня дохода Y* (равновесный уровень дохода), обеспечивающие одновременное равновесие на товарном и денежном рынках. Равновесие в экономике достигается в точке Е (рис. 6.10).

На рис. 6.10 (например, в точке А, которая лежит на кривой IS, но вне кривой LM) существует равновесие на товарном рынке (т.е. совокупный выпуск равен совокупному спросу). В этой точке процентная ставка оказывается выше равновесной, поэтому спрос на деньги меньше, чем их предложение. Так как у людей есть лишние деньги, они попытаются избавиться от них, купив облигации. В результате увеличатся цены на облигации, что приведет к падению процентных ставок, а это, в свою очередь, приведет к росту планируемых инвестиционных расходов. Таким образом, совокупный спрос вырастет. Точка, описывающая состояние экономики, движется вниз по кривой IS до тех пор, пока процентная ставка не упадет, а совокупный выпуск не вырастет до равновесного уровня.

В случае если экономическая ситуация описывается точкой, лежащей на кривой LM, но вне кривой IS (точки В и D), рыночные механизмы все равно приведут ее к равновесию. В точке В несмотря на то, что спрос на деньги равен их предложению, совокупный выпуск оказывается выше равновесного уровня, больше совокупного спроса. Фирмы не могут продать свою продукцию и накапливают незапланированные запасы, что заставляет их сокращать производство и снижать выпуск. Снижение объема производства означает, что спрос на деньги упадет, все это приведет к снижению процентных ставок. Точка, описывающая состояние экономики, будет двигаться вниз по кривой LM до тех пор, пока не достигнет точки общего равновесия.

Равновесное положение обоих рынков может быть определено совместным решением уравнений кривых IS и LM. Алгебраически равновесный объем производства может быть найден путем подстановки значения r уравнения LM:

в уравнение IS

и его решения относительно Y:

Полученное выражение представляет собой алгебраический вид функции совокупного спроса. Из этого равенства видно, что, воздействуя на величину расходов путем манипулирования объемами государственных расходов (G) и налогами (T), государство использует инструменты фискальной политики, путем изменения денежного предложения – монетарной (денежно-кредитной) политики.

Модель IS-LM в различных экономических концепциях

Инструментарий модели IS-LM, предложенный Дж. Хиксом, рассматривается различными экономическими школами.

В классической концепции модель IS-LM можно использовать с определенной долей условности, так как у классиков рынки не являются связанными. Кривая IS должна быть достаточно пологой, поскольку совокупный спрос сильно эластичен по процентной ставке. Кривая LM – вертикальна, фиксируется на уровне естественного выпуска. В данном случае модель IS-LM не является моделью совместного равновесия: один и тот же уровень дохода обеспечивается при любой ставке процента, а уровень естественного выпуска задается количеством используемых факторов производства.

В монетаристской концепции модель IS-LM может быть корректно использована. При этом кривая IS будет достаточно пологой в силу высокой эластичности совокупного спроса по ставке процента. Кривая LM будет достаточно крутой в силу того, что в качестве основного аргумента денежного спроса выступает перманентный доход.

4. Деятельность фабрики по производству клея и металлургического завода связаны с выбросом химических отходов. Назовите три способа, с помощью которых администрация города может отреагировать на отрицательные внешние факторы. В чем состоят позитивные и негативные стороны каждого из этих способов?

На мой взгляд одним из способов воздействия администрации города на отрицательные внешние факторы могут быть штрафные санкции. Позитивной стороной данного способа является то что государство получит прибыль от них, а негативная – организация останется в убытке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основные законодательные акты.

1.Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 7 дек., 1998 г., № 218 – 3 // Ведамасцi Нац. Сходу Рэспубликi Беларусь. – 1999. - № 7 – 9;

2.Банковский кодекс Республики Беларусь. – Минск: Амалфея, 2001;

3.Основные направления денежно-кредитной политики на 2011 г. // Банковский вестник 2001. – № 2.

Основная литература.

1.Курс экономической теории. /под ред. Плотницкого,. – Мн.: Книжный дом: Мисанта. - 2005;

2.Экономическая теория: учебное пособие /под ред. М. Н. Базылевой, Н.И. Базылева: Минск. Современная школа. – 2008;

3.Экономика: учебное пособие / под ред. В.Л. Клюни, Н.С.Тихонович. – Минск, 2006. – 398 с.;

4.Экономическая теория, учебное пособие А.С.Головачев, Л.П.Пацкевич, И.В.Головачева, под ред. А.С.Головачева – Мн., Высш. школа, 2006 – 446с.;

5.Базылева, М.Н. Экономическая теория: учеб. Пособие / М.Н.Базылева, Н.И.Базылев. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 640 с. – С. 11 – 31;

6.Лемешевский, И.М. Экономическая теория. Вводный курс: учеб.-метод. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. Специальностям / И.М. Лемешевский. – 4-е изд., доп. И перераб. – Минск: ФУ Аинформ, 2010. – 496 с.;

7.Давыденко, Л.Н. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика трансформации. Международный опыт и белорусский вектор развития: учебное пособие / Л.Н. Давыденко. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 452 с.

Интернет-источник.

    Правительство Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: http: // www . government . by ;

    Министерство экономики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: http: // www . economy . gov . by ;

    Сайт Международного валютного фонда Беларуси [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: http: // www . imf . org .

    Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азриляна М.: Фонд «Правовая культура», 1994;

    Золотогоров Б.Г. Экономика: Энциклопедический словарь. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. – 720 с.;

    Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРО-М, 1997. – 496 с.

    Баскакова М.А. Толковый юридический словарь бизнесмена. =М.: Контракт,1994;

В модели AD – AS и модели креста Кейнса рыночная ставка процента является внешней (экзогенной) переменной. На денежном рынке она устанавливается относительно независимо от равновесия на товарном рынке. Основной целью анализа экономики с помощью модели IS – LM является объединение товарного и денежного рынков в единое целое. В результате рыночная ставка процента превращается во внутреннюю (эндогенную) переменную, и ее равновесная величина отражает динамику экономических процессов, происходящих не только на денежном, но и на товарных рынках.

Модель IS – LM (инвестиции – сбережения, предпочтение ликвидности – деньги) – это модель товарно-денежного равновесия. Она позволяет выявить экономические факторы, определяющие функцию совокупного спроса. Модель позволяет найти такие сочетания рыночной ставки процента R и дохода Y, при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Поэтому модель IS – LM является конкретизацией модели AD – AS.

Отметим, что основными уравнениями модели IS – LM являются:

1. Y = C + I + G + X n – основное макроэкономическое тождество.

2. С = a + b (Y – N) – функция потребления, где Т = Т а + tY.

3. I = e – dR – функция инвестиций.

4. X n = g - m′(Y – nR) – функция чистого экспорта.

5. M/P = k ∙ Y – h ∙ R – функция спроса на деньги.

Здесь внутренними переменными модели являются: Y – доход, C – потребительские расходы (потребление), I – инвестиции, X n – чистый экспорт, R – ставка процента, Т – сумма вносимого налога, (Y – Т) – располагаемый доход (доход после внесения налоговых отчислений).

К внешним переменным модели относятся: G – государственные расходы, MS – количество денег в обращении, P – уровень цен, t – предельная налоговая ставка.

Эмпирические коэффициенты: a, b, e, d, g, m, n, k, h – являются положительными и относительно стабильными, где а – автономное потребление, величина которого не зависит от текущего располагаемого дохода; b – предельная склонность к потреблению; e – автономные инвестиции; d – эмпирический коэффициент чувствительности инвестиций к динамике ставки процента; g – предельная склонность к государственным расходам; m′ - предельная склонность к импортированию; n – эмпирический коэффициент чувствительности чистого экспорта к динамике ставки процента; k – чувствительность спроса на деньги к доходу; h – чувствительность спроса на деньги к ставке процента.

Какие значения примут переменные уравнений в краткосрочном периоде? В данном временном периоде экономика находится вне состояния полной занятости ресурсов, уровень цен (Р) является фиксированным, а величина ставки процента (R) и совокупного дохода (Y) подвижными. Тогда номинальные и реальные значения всех переменных будут совпадать.

В долгосрочном периоде, когда экономика находится в состоянии полной занятости ресурсов, уровень цен Р подвижен. В этом случае переменная MS, характеризующая предложение денег, является номинальной величиной. Все остальные переменные модели будут реальными величинами.

Кривой равновесия на товарном рынке является кривая IS. Она представляет собой геометрическое место точек, характеризующих все комбинации Y и R , которые одновременно удовлетворяют тождеству дохода, потребления, инвестиций и сбережений (рис. 20.11). Термин IS отражает это равенство (Investment = Savings).



Рис. 20.11. Кривая IS

На рисунке 20.11 показана кривая IS, которая характеризуется тем, что чем выше ставка процента, тем ниже уровень производимых материальных благ и дохода. Коэффициент / (d + n) характеризует угол наклона кривой IS (параметр первой производной функции IS) относительно оси Y. Он является характеристикой (параметром) сравнительной эффективности фискальной и монетарной политики.

Касаясь характеристики первой производной функции IS (угла наклона ее касательной к оси Y), следует отметить, что кривая IS является более пологой при условии, если:

1) чувствительность инвестиций (d) и чистого экспорта (n) к динамике ставки процента велика;

2) предельная склонность к потреблению (b) является высокой;

3) предельная ставка налогообложения (t) невелика;

4) предельная склонность к импортированию (m′) является небольшой.

Изменения переменных, определяющих функцию IS, приводят к ее сдвигам и изменению угла наклона в системе координат. Под влиянием увеличения государственных расходов G или снижения налогов Т кривая IS смещается вправо, и наоборот. Изменение налоговых ставок t изменяет также и угол ее наклона к оси Y. В долгосрочной перспективе угол наклона кривой IS также может быть измерен с помощью политики доходов. Это связано с тем, что у высокообеспеченных семей предельная склонность к потреблению относительно ниже, чем у малообеспеченных. Остальные параметры (d, n, m′) практически не подвержены воздействию макроэкономической политики и преимущественно являются внешними факторами, также определяющими эффективность данной политики.

Кривой равновесия на денежном рынке является кривая LM. Она фиксирует все комбинации Y и R, которые удовлетворяют функции спроса на деньги при заданной Центральным банком величине денежного предложения MS. Во всех точках кривой LM спрос на деньги равен их предложению (рис. 20.12). Термин LM отражает это равенство (Liquidity Preference = Money Supply).

На рисунке20.12 приведена кривая LM, которая показывает, что чем выше уровень выпуска материальных благ и дохода, тем выше ставка процента. Коэффициент k / h характеризует угол наклона кривой LM (параметр первой производной функции LM) относительно оси Y. Он определяет сравнительную эффективность фискальной и монетарной политики.

Рис. 20.12. Кривая LM

Характеристика первой производной функции LM (угла наклона ее касательной к оси Y) позволяет сделать следующий вывод. Кривая LM является относительно пологой при условии, если:

1) чувствительность спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента (h) оказывается высокой;

2) чувствительность спроса на деньги к производству экономических благ (ВВП) и доходу (Y) невелика.

Изменение переменных, определяющих функцию LM, приводит к ее сдвигам в системе координат. Так, увеличение предложения денег MS или снижение уровня цен Р сдвигает кривую LM вправо, и наоборот.

Макроэкономическое равновесие в модели достигается в точке пересечения кривых IS и LM (рис. 20.13).


Равновесная

Ставка процента

0 Равновесный Y

уровень дохода

Рис. 20.13. Равновесие в модели IS – LM

Равновесный объем производства экономических благ (ВВП) и дохода (Е) может быть найден путем подстановки значения R из уравнения IS в уравнение LM и решения последнего относительно Y. При фиксированном уровне цен Р равновесное значение Y будет единственным. Равновесное значение процентной ставки R может быть найдено путем подстановки равновесного значения Y в уравнение IS или LM и решения его относительно R.

Макроэкономическое равновесие, описываемое в экономике с помощью модели IS – LM, называется крестом Хикса (рис. 20.14).

Рис. 20.14. «Крест» Хикса (общее экономическое равновесие)

«Крест» Хикса – система пересекающихся кривых, показывающая одновременное равновесие на рынке денег и товаров (Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал: Пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. – С. 168; Экономическая энциклопедия / Гл. ред. Л.И. Абалкин. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. – С. 924).

«Крест» Хикса характеризует ситуацию общего экономического равновесия в макроэкономике. Общего потому, что оно складывается на рынках товаров и денег одновременно.

Дж.Р. Хикс, лауреат Нобелевской премии, при разработке концепции потребительского выбора, спроса и обмена отверг основные положения теории предельной полезности. Он предложил ряд понятий и теорем, получивших в современной экономической науке широкое распространение: предельная норма замещения, принцип ее убывания, эффекты дохода и замещения, теорема рационального потребительского выбора. Экономический рост и экономическую динамику Дж.Р. Хикс рассматривает в виде ряда статистических состояний экономической системы. При этом его интересует, прежде всего, выявление и изучение условий, приводящих экономику к общему устойчивому равновесию.

Точка Е на рис. 20.14 есть точка общего макроэкономического равновесия при условии, что в обществе отсутствует дефицит товаров или избыток денег, а все свободные деньги связаны платежами за товары, услуги или инвестициями. Во всех других точках модели IS – LM, приведенной на рисунке 20.14, экономическое равновесие отсутствует.

При снижении ставки процента с r до r 1 в условиях нормального предложения денежной массы уровень валового внутреннего продукта увеличивается. Появляется новая кривая LM 1 и новая точка общего экономического равновесия Е 1 . Кривая LM сдвинулась вправо. При этом произошло движение равновесного уровня производства (дохода) из точки y в точку y 1 , а равновесного состояния экономической системы из точки Е в точку Е 1 .

«Крест» Хикса демонстрирует идеальное рыночное равновесие экономической системы, когда объем валового внутреннего продукта сбалансирован при изменении денежной массы и цен. Одни отклонения погашаются другими отклонениями, что обеспечивает эффективное функционирование макроэкономики.

Однако в реальной действительности, где на макроэкономические процессы воздействует множество факторов, для существующих экономических систем обычным состоянием является рыночное и общее не равновесие. В этих условиях на динамику экономических процессов оказывают влияние колебания уровней цен, занятости, объемов производства, ставки процента, налогов, нормы прибыли. Все это в краткосрочном периоде сообщает экономической системе свойство неравновесности, а в долгосрочном периоде – свойство кризисной ситуации и макроэкономических циклических колебаний.

Задача обеспечения долгосрочного экономического роста не может быть решена только с помощью политики регулирования совокупного спроса. И фискальная, и монетарная экспансия вызывает лишь краткосрочный эффект увеличения занятости и величины ВВП. Необходимы так же долгосрочные стимулы к экономическому росту, которые связаны с проведением эффективной политики в области совокупного предложения.

Среди мер экономической политики, направленных на стимулирование совокупного предложения, часто отмечают:

1) меры по стимулированию текущего объема производства экономических благ. Сюда относят меры по повышению эффективности использования экономических ресурсов и факторов производства; улучшению распределения ограниченных производственных ресурсов между конкурирующими субъектами товарного производства и рынка путем совершенствования и регулирования кредитно-финансовой системы, рынков труда, капитала и земли; реформирования государственного сектора экономики, укрепления правового поля предпринимательской деятельности и бизнеса;

2) меры по долгосрочному повышению темпов роста производства. Здесь следует выделить стимулирование сбережений и инвестиций, а также совершенствование механизма перевода первых во вторые; стимулирование нововведений в области образования и создания новых технологий; стимулирование притока отечественных и иностранных инвестиций, а также проведение структурных преобразований в макроэкономике.

Вот почему важный аспект общего макроэкономического равновесия связан с состоянием совокупного предложения. Если предположить, что совокупное предложение определяется величиной применяемых факторов производства и уровнем технологий, независимо от динамики уровня цен и других номинальных переменных, то в этом случае кривая AS будет вертикальной. Она будет находиться в долгосрочном периоде на уровне потенциально возможного объема производства ВВП. Если же предположить, что совокупное предложение зависит от величины спроса и может колебаться в зависимости от его изменений, то кривая AS в краткосрочном периоде будет горизонтальна. Тогда уровни цен, номинальной заработной платы оказываются менее подвижными по сравнению с объемом выпуска ВВП и другими реальными переменными.

Первая модель формирования совокупного предложения (классическая) объясняет преимущественно долгосрочное поведение экономики. Вторая модель (кейнсианская) характеризует динамику совокупного предложения на краткосрочных интервалах. Теорию совокупного предложения называют иногда теорией ошибок, поскольку отклонения фактического уровня цен от ожидаемого объясняются обычно ошибочными представлениями рабочих и владельцев фирм.

Последние материалы сайта