Требования по блокированию, замораживанию активов лиц, которые признаны причастными к экстремистской деятельности. Программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Максимальный срок бл

20.05.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Некоторые предприниматели сталкиваются в своей деятельности с блокировкой счёта. И нередко она происходит на основании ФЗ 115. Только не все бизнесмены знают, что является причинами такого действия со стороны банка.

В данном правовом акте говорится о легализации средств, которые были получены незаконно. И если хотя бы раз счёт юридического лица был «заморожен» по подозрению в таких махинациях, то он заносится в чёрный список всех банков.

Однако, есть меры предосторожности соблюдая которые, можно избежать блокировки. О них мы сегодня и поговорим. А также вы узнаете, что делать, если ваш счёт уже постигла неприятная участь.

Блокировка счета по 115 ФЗ

В один прекрасный день бизнесмен может обнаружить, что его счёт заблокирован. Что делать в этом случае, можно ли получить свои деньги и как вести расчёты с контрагентами?

Причины для заморозки счёта — это сомнительные операции, которые проводятся по вашему счёту. К примеру, на счёт вносилась крупная сумма небольшими платежами в течение длительного времени или, наоборот, вы постоянно снимаете большие лимиты. Банкам такие операции не нравятся и часто являются основаниями блокировки.

По 115 ФЗ, кредитная организация вправе заморозить любой счёт, если у неё будут подозрения, что вы занимаетесь отмыванием денег, то есть пытаетесь провести операции, которые делают незаконно полученные средства легальными.

Из закона следует, что . В любом из них есть служба финансового мониторинга, которая пристально следит за операциями по счетам всех клиентов. Чаще всего под заморозку счёта попадают ИП и малый бизнес. Именно их деятельность подразумевает частое снятие, внесение налички, что и вызывает подозрения банков.

Правда, в кредитных организациях работают тоже люди, которые могут ошибаться. И нередко счета блокируют без оснований на то. К примеру, вы законопослушный гражданин, ведущий «правильный» бизнес и никоим образом не связаны с преступными блокировками. В таком случае поможет претензия на незаконную блокировку банком вашего счёта.

Однако, последствия заморозки даже при составлении подобного документа будут неутешительными. Вам придётся доказать, что операции по счёту носят законный характер. Для этого потребуется предоставить все бумаги, подтверждающие этот факт. В них должны отразиться все суммы, которые проходили по вашему счёту до блокировки. Лишь после тщательного изучения предоставленных документов банки принимают решение о разморозке счёта клиента.

Давайте более подробно остановимся на причинах блокировки счёта. Законодательство даёт такое право банкам при наличии следующих поводов:

  • если один из контрагентов является террористом (их база находится в любом банке. И даже, если вы не знали, с кем имели дело, то блокировки точно не избежать);
  • при проведении операций на сумму свыше 600 000 рублей (именно такой предел вызывает подозрения у Росфинмониторинга. Неважно, снимаете вы деньги, вносите или кому-то переводите);
  • стороны сделки проводят операции по поручению лиц, находящихся в розыске;
  • у банка появились подозрения, что документы, переданные вами для подтверждения законности проводимой по счёту операции, являются настоящими;
  • ФНС заинтересовалась вашим счётом и передала поручение банку заморозить счёт (налоговая также отслеживает операции по счетам банковских клиентов);
  • если большое число денежных переводов осуществляется от организации в пользу физических лиц.

Как узнать, заблокирован ли счёт и на какой срок

Если ваш счёт банк заблокирует, вы об этом узнаете в ближайшее время. Никаких операций по нему осуществить вы не сможете. Невозможно внести деньги, снять их или отправить даже на собственную карту. В личном кабинете будет доступна только опция просмотра баланса. Согласитесь, перспектива не из приятных.

О блокировке счёта вы сможете узнать из уст банковского сотрудника. Для этого нужно отправиться в отделение и составить заявление на сообщение причин заморозки. Специалист сделает запрос в соответствующую службу банка, а затем предоставит вам письменное уведомление. Правда, некоторые банки пренебрегают данным действием и клиентам не сообщают о причинах.

В любом случае, все операции приостанавливаются, а вам остаётся только ждать. Средний период блокировки счёта 1,5 месяца. В это время распоряжаться им вы не сможете. Чем быстрее будут предоставлены обосновывающие документы, тем скорее банк займётся рассмотрением вашей заявки на разблокировку.

Лучше с этим не тянуть, так как ваш бизнес в этом случае может потерять прибыль, к тому же придётся искать альтернативные пути расчётов с контрагентами и государственными инстанциями, помимо банковского счёта.

Нередко самое «трезвое» решение в такое ситуации — закрытие счёта. Иногда банки слишком долго рассматривают документы, что пагубно сказывается на бизнесе, особенно, если сумма на счету крупная. При разрыве договора с банком вы получите доступ к собственным средствам.

Как избежать блокировки счёта

Соблюдая некоторые правила, вы сможете избежать заморозки счёта. При любой банковской операции нужно быть крайне осторожным, а разобраться в их тонкостях вам поможет наша таблица.

Что «не любят» банки Советы
У компании несколько счетов, по каждому из которых ведутся разные операции (например, по одному оплачиваются налоги, а по-другому осуществляются расчёты с контрагентами) По возможности, используйте один счёт для ведения всех операций в вашей деятельности или сократите их число до минимально возможных
«Массовый» юридический адрес (существуют конторы, которые за плату регистрируют на одном адресе большое число разных компаний) Уважающей себя компании лучше иметь индивидуальный юридический адрес, который будет подтверждён документально
Возраст директора до 22 лет либо старше 60-ти Банки больше доверяют директорам в возрасте от 35 до 55
Учредитель компании является одновременно учредителем ещё нескольких фирм В этом случае знайте, что вы всегда будете под подозрением у банков
Назначение платежа сформулировано неясно В любой платёжке указывайте чёткие реквизиты договоров или прочие основания для перевода средств
Руководитель не выходит на связь с банком Если вы меняете номер телефона, обязательно проинформируйте об этом банк
Налог к оплате слишком низкий Узнайте среднюю сумму налогов к уплате по нагрузке в отрасли. Тот, который уплачиваете вы, не должен быть ниже
В штате компании только генеральный директор Лучше иметь небольшой штат из наёмных работников, должностные обязанности которых чётко делегированы

Что делать при блокировке счёта

Многие бизнесмены считают, что при блокировке одного счёта, не составит труда и продолжать деятельность. Однако, они ошибаются. Даже при обращении в другую кредитную организацию вам могут отказать в открытии нового счёта.

Как только ваш счёт заморожен, эта информация рассылается во все банки, а потому обращение в другой банк ситуацию не исправит. Данная мера является законной, и противостоять ей вы не вправе.

При блокировке счёта вам понадобится выполнить следующие действия, чтобы получить доступ к своим деньгам максимально быстро:

  • узнайте причину заморозки (банк предоставит вам письменный ответ, на основе которого нужно действовать дальше);
  • подготовьте пакет документов, обосновывающий операции по счёту (например, бумаги, подтверждающие крупную покупку для целей бизнеса);
  • если счёт заблокирован по решению суда, то вам нужно составить апелляцию (суд рассмотрит ситуацию и, если не найдёт причин для заморозки, то ваш счёт быстро станет доступным);
  • при возможности обратитесь в юридические компании, оказывающие консультации. Ситуации бывают разные, а опытные специалисты подскажут, как разобраться быстрее;
  • закрыть счёт, если банк долго тянет и не идёт вам навстречу (если вы действительно выполняли операции в рамках закона).

Банки, которые редко блокируют расчетные счета ИП и ООО

Ниже представлен список банков с самыми выгодными условиями в России.

30 июня 2013 года вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее – закон № 134-ФЗ), которым внесены изменения в 26 федеральных законов. Вносимые в федеральные законы изменения преследуют цель создания условий для предотвращения, выявления и пресечения незаконных финансовых операций, в том числе с использованием фирм-однодневок, а также противодействия легализации преступных доходов, финансирования терроризма, уклонению от уплаты налогов и таможенных платежей, а также получению коррупционных доходов.

Значительная часть изменений непосредственно касается деятельности кредитных организаций и возлагает на них ряд новых обязанностей, что потребует от кредитных организаций осуществления ряда мероприятий по существенной переработке внутренних документов (в том числе правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПВК по ПОД/ФТ), документов, регулирующих порядок открытия счетов, в том числе устанавливающих перечень документов, предоставляемых клиентами для открытия счета, типовых форм анкет клиентов и др.) и типовых договоров, заключаемых с клиентами, а также доработки соответствующего программного обеспечения. Очевидно, что реализация кредитными организациями новых требований законодательства не обойдется без значительных финансовых и трудозатрат. Приходится констатировать, что государство все более активно использует кредитные организации в решении задач, связанных с противодействием незаконным финансовым операциям путем возложения на них дополнительных контрольных функций.

Предметом настоящей статьи является рассмотрение новых требований законодательства, касающихся деятельности кредитных организаций.

Если кратко, то изменения законодательства, затрагивающие деятельность кредитных организаций, сводятся к следующему:

Установлены новые обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами.Введены понятия «бенефициарный владелец», «блокирование (замораживание) безналичных денежных средств»;

Изменены и дополнены основания для отказа в заключении договора банковского счета и его расторжения;

Изменен порядок доступа государственных органов к сведеньям, составляющим банковскую тайну;

На кредитные организации возложены обязанности сообщать в налоговый орган об открытии (закрытии) счета физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, а также об открытии (закрытии) налогоплательщикам вклада (депозита).

Значительные изменения Законом № 134-ФЗ внесены в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) и касаются изменений функций организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, к которым (среди прочих) относятся кредитные организации.

Изменения, внесенные в Закон № 115-ФЗ, направлены на пресечение незаконных финансовых операций и учитывают рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), принятые в феврале 2012 года.

ФАТФ является межправительственной организацией, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. ФАТФ была учреждена в 1989 году. В настоящее время членами ФАТФ являются 32 государства и 2 международные организации. Россия была принята в постоянные члены ФАТФ в июне 2003 года.

Как указывается в Рекомендациях ФАТФ, страны имеют различные правовые, административные и оперативные структуры и различные финансовые системы, в связи с чем не могут принимать идентичные меры по противодействию этим угрозам. Поэтому странам следует адаптировать к своим конкретным условиям Рекомендации ФАТФ, которые устанавливают международные стандарты.

Особое внимание хотелось бы обратить на отдельные Рекомендации ФАТФ, которые были учтены в Законе № 134-ФЗ.

(a) идентификация клиента и подтверждение личности клиента с использованием надежных, независимых первичных документов, данных или информации;

(b) определение бенефициарного собственника и принятие таких разумных мер по проверке личности бенефициарного собственника, которые позволят финансовому учреждению считать, что ему известно, кто является бенефициарным собственником. Для юридических лиц и образований это должно включать получение информации финансовыми учреждениями о структуре управления и собственности клиента;

(c) понимание и, когда это необходимо, получение информации о целях и предполагаемом характере деловых отношений;

(d) проведение на постоянной основе надлежащей проверки деловых отношений и тщательный анализ сделок, совершенных в рамках таких отношений для того, чтобы убедиться в соответствии проводимых сделок сведениям финансового учреждения о клиенте, его хозяйственной деятельности и характере рисков, в том числе, когда необходимо, об источнике средств.

Финансовые учреждения должны быть обязаны применять указанные выше меры НПК с учетом риск-ориентированного подхода (РОП).

Финансовые учреждения должны быть обязаны проверять личность клиента и бенефициарного собственника до или в ходе установления деловых отношений или совершения операций (сделок) с разовыми клиентами.

В тех случаях, когда финансовое учреждение не может выполнить требования пунктов (а) - (d) с учетом применения риск-ориентированного подхода, оно должно быть обязано не открывать счет, не вступать в деловые отношения и не осуществлять сделку; или оно должно быть обязано прекратить деловые отношения; и ему следует рассмотреть вопрос о направлении сообщения о подозрительной операции (сделке) в отношении этого клиента.

Эти требования должны применяться ко всем новым клиентам, хотя финансовым учреждениям следует также применять эту рекомендацию в отношении существующих клиентов исходя из масштаба деловых отношений и риска, а также проводить надлежащую проверку таких существующих отношений в соответствующие сроки.

Рекомендации ФАТФ раскрывают термин бенефициарный собственник, который относится к физическому лицу (лицам), которое, в конечном счете, владеет или осуществляет контроль над клиентом и/или физическим лицом, от имени которого проводится операция (сделка). Это также включает тех лиц, которые, в конечном счете, осуществляют эффективный контроль над юридическим лицом или образованием. Указание «в конечном счете, владеет или осуществляет контроль» и «конечный эффективный контроль» относится к ситуациям, в которых право собственности или контроль осуществляются через цепочку владения или иной контроль, кроме контроля напрямую.

В пояснительной записке к Рекомендации 10 указывается, что финансовые учреждения должны быть обязаны идентифицировать бенефициарных собственников клиента и принимать разумные меры для удостоверения личности таких лиц, используя следующую информацию (для юридических лиц):

(i.i) личные данные физических лиц (если таковые есть, поскольку возможно такое распределение долей участия, при котором физических лиц (действующих самостоятельно или совместно), осуществляющих контроль юридического лица через право собственности, может и не быть), владеющих, в конечном итоге, контрольной долей участия в юридическом лице (при этом контрольная доля участия зависит от структуры собственности компании. Она может базироваться на пороговом значении, например, любое лицо, владеющее свыше определенного процента компании, например, 25 %); и,

(i.ii) в тех случаях, когда имеются сомнения по пункту (i.i), являются ли лица (лицо) с контрольной долей участия бенефициарными собственниками (собственником), или ни одно физическое лицо не осуществляет контроль через имущественные интересы, личные данные физических лиц (если есть), осуществляющих контроль юридического лица или образования на иных основаниях;

(i.iii) если физических лиц, указанных в пунктах (i.i) или (i.ii) выше, не выявлено, то финансовые учреждения должны идентифицировать и принять разумные меры для удостоверения личности соответствующего физического лица, занимающего старшую руководящую должность.

Идентификация клиента и бенефициарных владельцев по Российскому законодательству

При приеме на обслуживание и обслуживании клиентов – юридических лиц получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с кредитной организацией;

На регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов ;

Принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев .

Следует отметить, что закрепление в законодательстве указанных выше обязанностей не является новостью для кредитных организаций, поскольку такие обязанности в иных формулировках содержатся качестве рекомендаций в документах Банка России.

Так, согласно рекомендациям Банка России, изложенным в Письме от 30.06.2005 № 92-Т, реализация принципа «Знай своего клиента» в кредитной организации предусматривает: тщательную проверку достоверности сведений, предоставляемых клиентами и контрагентами, учредителями (участниками); анализ документов, определяющих правовой статус клиента и контрагента, а также полномочий лиц, заключающих договоры; определение сферы деятельности клиентов и контрагентов, анализ информации об их деловой репутации, анализ изменения показателей отчетности, изменение сферы деятельности постоянных клиентов и контрагентов. При установлении отношений с юридическими лицами кредитной организации рекомендуется предпринимать обоснованные и доступные меры по установлению и идентификации лиц, имеющих возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления юридического лица.

Закон № 134-ФЗ вводит и раскрывает отсутствовавшее ранее в законодательстве Российской Федерации понятие «бенефициарный владелец » – физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Законом 134-ФЗ уточняется, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя до приема клиента на обслуживание .

При этом идентификация бенефициарных владельцев не проводится (за исключением случаев направления уполномоченным органом запроса в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ) в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся:

органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, находящимися в их ведении, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями или организациями, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;

международными организациями, иностранными государствами или административно-территориальными единицами иностранных государств, обладающими самостоятельной правоспособностью;

эмитентами ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах.

В случае, если в результате принятия предусмотренных Законом № 115-ФЗ мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента .

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, также обязаны обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации – в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

В свою очередь, клиенты обязаны (ранее такой обязанности клиента законодательство не предусматривало) предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований Закона № 115-ФЗ, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

На мой взгляд, при имплементации Рекомендаций ФАТФ в Российское законодательство законодатель не в полной мере учел нормы действующего корпоративного законодательства и практику их применения. Определение понятия бенефициарного владельца дано нечетко, что может стать основанием для различных трактовок этого понятия кредитными организациями, их клиентами и регулятором. На мой взгляд, требуют дополнительного разъяснения такие категории как «косвенное владение клиентом» и «возможность контролировать действия клиента». Кредитным организациям и их клиентам, руководствуясь новыми требования законодательства, будет достаточно сложно выявить и идентифицировать бенефициарного владельца. Понимая эту сложность, законодатель требует от кредитных организаций принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев (в отличие от однозначного требования идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя). Скорее всего, кредитные организации подойдут к выполнению требований об идентификации бенефициарного владельца формально и ограничатся получением соответствующих сведений по запросу от клиента.

В ходе обсуждения законопроекта высказывалось вполне обоснованное, на мой взгляд, мнение о том, что возможная реализация требований об идентификации бенефициарных владельцев «может проходить на этапе государственной регистрации юридических лиц, когда учредители юридических лиц будут обязаны сами раскрывать все цепочки бенефициаров и контролирующих лиц регистрационному органу, с последующим раскрытием данных сведений вместе со сведениями из ЕГРЮЛ». Реализация такого подхода соответствует положениям пунктов 7 и 8 Пояснительной записки к Рекомендации 24.

Блокирование (замораживание) безналичных денежных средств

Среди новых понятий, вводимых Законом № 134-ФЗ, следует отметить такое понятие, как «блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг » – адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.

Термин замораживание используется в Рекомендациях ФАТФ в контексте конфискации и обеспечительных мер (Рекомендации 4, 32 и 38) и означает запрет перевода, конверсии, распоряжения или передвижения любых средств, имущества, доходов или инструментов на основании и в течение всего срока действия решения, принятого компетентным органом или судом в рамках механизма замораживания или до принятия компетентным органом решения о конфискации или об обращении в доход государства. Во всех случаях замороженные имущество, оборудование, инструменты, средства или другие активы остаются в собственности физического или юридического лица (лиц), имевших долю в них на момент замораживания, и могут оставаться в управлении третьих лиц либо, согласно другим договоренностям, достигнутым этим физическим или юридическим лицом (лицами) до начала действия замораживающего механизма, или в соответствии с другими национальными положениями.

Закон № 134-ФЗ предусматривает следующий механизм блокирования (замораживания) денежных средств. Межведомственный координационный орган, осуществляющий функции по противодействию финансированию терроризма (создание которого предусматривает указанный Закон), при наличии достаточных оснований подозревать причастность организации или физического лица к террористической деятельности принимает решение о блокировании (замораживании) денежных средств или иного имущества указанных организации или физического лица. Росфинмониторинг незамедлительно размещает указанное решение в сети Интернет на своем официальном сайте. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения указанного решения, применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества , незамедлительно проинформировав о принятых мерах Росфинмониторинг.

Таким образом, механизм блокирования (замораживания) денежных средств предусматривает осуществление кредитными организациями постоянного мониторинга сайта Росфинмониторинга. При этом Закон № 134-ФЗ не раскрывает перечень мер по замораживанию (блокированию) денежных средств.

На мой взгляд, требует дополнительного разъяснения содержание категорий «блокирование (замораживание) безналичных денежных средств» и «приостановление операций», также их соотношение.

Согласно п. 10 ст. 7 Закона 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган.

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок указанные организации осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

Из анализа приведенных выше норм следует вопрос: должна ли кредитная организация осуществлять приостановление и возобновление операций, проводимых лицом, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств.

Законодательством на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг.

Об основаниях отказа в заключении договора банковского счета и его расторжения

Концептуальные изменения затронули правоотношения, связанные с заключением и расторжением договора банковского счета.

Запрет кредитным организациям открывать и вести счета (вклады) на анонимных владельцев дополнен запретом открывать и вести счета (вклады) на владельцев, использующих вымышленные имена (псевдонимы), что соответствует рекомендации ФАТФ, согласно которой финансовым учреждениям должно быть запрещено вести анонимные счета или счета, открытые на явно вымышленные имена.

Пункт 5.2. Закона № 115-ФЗ изложен в новой редакции, из которой следует, что кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Утратившая силу редакция пункта 5.2. ст. 7 Закона № 115-ФЗ предусматривала, что кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в следующих случаях:

отсутствие по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;

непредставление физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в настоящей статье сведения, либо представления недостоверных документов;

наличие в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической деятельности, полученных в соответствии с Законом № 115-ФЗ.

На мой взгляд, указанные выше случаи могут стать основанием для отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, при условии, что такие случаи будут содержаться в ПВК по ПОД/ФТ в качестве оснований/критериев для подозрений в том, что договор заключается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Ранее законопроект предусматривал возможность применения «критериев обоснованности подозрений », которые должны устанавливаться Банком России в подзаконных нормативных актах. Из норм вступившего в силу Закона № 134-ФЗ следует, что право установления таких критериев предоставлено кредитным организациям в ПВК по ПОД/ФТ.

Новая редакция пункта 5.2. Закона № 115-ФЗ предоставляет кредитной организации право расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

Согласно этой норме, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Закона № 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма .

Таким образом, кредитные организации вправе отказать клиентам в заключении договора банковского счета либо в проведении операций по счету в случае наличия подозрений о том, что договор заключается либо операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Порядок расторжения договора банковского счета по основанию, указанному в Законе № 115-ФЗ, изложен в ГК РФ. Согласно пункту 1.2, которым дополнена ст. 859 ГК РФ, банк вправе расторгнуть договор банковского счета в случаях, установленных законом, с обязательным письменным уведомлением об этом клиента. Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении шестидесяти дней со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета.

Со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета до дня, когда договор считается расторгнутым, банк не вправе осуществлять операции по банковскому счету клиента, за исключением операций по начислению процентов в соответствии с договором банковского счета, по перечислению обязательных платежей в бюджет и операций, предусмотренных пунктом 3 ст. 859 ГК РФ (перечисление или выдача остатка денежных средств клиента при закрытии счета).

В случае неявки клиента за получением остатка денежных средств на счете в течение шестидесяти дней со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета либо неполучения банком в течение указанного срока указания клиента о переводе суммы остатка денежных средств на другой счет банк обязан зачислить денежные средства на специальный счет в Банке России, порядок открытия и ведения которого, а также порядок зачисления и возврата денежных средств с которого устанавливается Банком России.

Такой порядок установлен Банком России в Указании от 15.07.2013 № 3026-У.

Внесенные изменения в Закон № 115-ФЗ и ГК РФ подтверждают дальнейшее развитие тенденции значительного расширения сферы применения публично-правовых норм в регулировании отношений, связанных с открытием и ведением банковского счета.

О доступе государственных органов к сведениям, составляющим банковскую тайну

Изменения законодательства о банковской тайне предусматривают исключение права полиции при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций (и соответственно обязанность кредитных организаций выдавать) справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ранее предусмотренные пунктом 4 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и частью третьей ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Вместе с тем право получения справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по операциям, счетам и вкладам физических лиц предоставлено на основании судебного решения должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений.

Статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» дополнена также нормой, согласно которой сведения о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц предоставляются кредитной организацией налоговым органам в порядке , установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Такой порядок установлен пунктом 2 ст. 86 НК РФ, из новой редакций которого следует, что банки обязаны выдавать налоговым органам указанные сведения в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в следующих случаях:

  1. проведения налоговых проверок указанных лиц;
  2. истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ;
  3. вынесения решения о взыскании налога;
  4. принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций и переводов.

В первом и втором случаях сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть запрошены налоговыми органами только при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России.

Следует отметить, что изменения внесены также в пункт 1 ст. 86 НК РФ. Согласно этим изменениям (вступают в силу с 1 июля 2014 года) на банки возложена обязанность сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета не только в отношении организации и индивидуального предпринимателя, но также в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем . Банки обязаны будут сообщать в отношении указанных лиц также информацию об открытии или о закрытии ими вклада (депозита) и об изменении реквизитов вклада (депозита).

Таким образом, кредитным организациям в связи с вступлением в силу Закона № 134-ФЗ предстоит комплексная работа по приведению своей деятельности в соответствие с требованиями указанного Закона.

14.1. Порядок получения информации, размещаемой на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

14.1.1. Для выполнения обязанностей по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества лизингополучателя (клиента), ЗАО «СДЦР» регистрируется на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

14.1.2. Доступ к информации на вышеуказанном сайте в разделе «Личный кабинет» имеют:

  • Генеральный директор;
  • Специальное должностное лицо;
  • Сотрудники, непосредственно взаимодействующие с соискателями при рассмотрении заявлений о проведении лизинга и с лизингополучателями (клиентами) в период действия заключенных с ними договоров лизинга.

14.1.3. Специальное должностное лицо регулярно, в день получения уведомления об обновлении сведений, размещенных на информационном портале Росфинмониторинга получает информацию в разделе «Личный кабинет» о наличии очередного решения Межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию), и/или новой редакции Перечня экстремистов и террористов. Информация о наличии очередного решения Межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию) и/или о наличии новой редакция Перечня экстремистов и террористов хранится в электронном виде, и доводится специальным должностным лицом до всех сотрудников, участвующих в реализации ПВК по ПОД/ФТ посредством рассылки им электронных сообщений, помеченных грифом «ДСП», как информация ограниченного распространения.

14.1.4. Лицами, уполномоченными проверять лизингополучателей (клиентов) и связанных с ними лиц на принадлежность к фигурантам Перечня, являются сотрудники, взаимодействующие с соискателями при рассмотрении заявлений о проведении лизинга и с лизингополучателями (клиентами) в период действия заключенных с ними договоров лизинга. Соотнесение с фигурантами перечня и списком лиц, в отношении которых было принято решение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества проводится в процессе первичной и последующей идентификации соискателей услуг лизинга, лизингополучателей (клиентов), их представителей, выгодопробретателей, бенефициарных владельцев, участников лизингополучателей (клиентов) – юридических лиц, а также при каждом обновлении Перечня и списка лиц в отношении которых было принято решение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества на информационном портале Росфинмониторинга в информационно- коммуникационной сети Интернет. Выявленные в результате такого соотнесения совпадения фиксируются в анкете (досье) лизингополучателя (клиента).

14.1.5. Перечень сотрудников, уполномоченных проверять лизингополучателей (клиентов) и связанных с ними лиц, определяется Приказом Генерального директора.

14.2. Порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества.

14.2.1. Не позднее одного рабочего дня после публикации сайте Росфинмониторинга очередного решения Межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию) и/или новой редакции Перечня экстремистов и террористов специальное должностное лицо сверяет содержащиеся в реестре и в оперативном доступе данные действующих и вновь принимаемых на обслуживание лизингополучателей (клиентов) и связанных с ними лиц на принадлежность к фигурантам обновленной редакции Перечня. Такую же сверку данных курируемых ими лизингополучателей (клиентов) осуществляют сотрудники, имеющие доступ к личному кабинету. Результаты проверки фиксируются в электронном формате (с указанием даты и времени проведения проверки) в сводной ведомости «Проверка организаций или физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, на основании решений Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма» (Приложение № 12).

14.2.2. В случае, если выявится, что лизингополучатель и (или) его контрагент, представитель, выгодоприобретатель или бенефициарный владелец:

  • являются или были включены в Перечень в период действия договора лизинга;
  • или в их отношении были приняты решения Межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств, или иного имущества, при отсутствии оснований для включения в Перечень;

Взаимодействующий с лизингоополучателем сотрудник незамедлительно составляет сообщение об этом специальному должностному лицу.

14.2.3. Специальное должностное лицо незамедлительно рассматривает полученное сообщение, делает на нем отметку и передает сообщение генеральному директору.

14.2.4. Генеральный директор незамедлительно принимает окончательное решение о применении мер по замораживанию, о чем делает отметку на бланке (иди электронной форме) сообщения, которое передает специальному должностному лицу и поручает ему подготовить проект распоряжения о замораживании (блокировании) денежных средств и иного имущества лизингополучателя (клиента) .

14.2.5. Специальное должностное лицо готовит проект распоряжения, передает его Генеральному директору для подписания. Подписанное Генеральным директором распоряжение передается специальному должностному лицу для проведения мероприятий по замораживанию (блокированию).

14.2.6. Специальное должностное лицо проводит мероприятия по замораживанию (блокированию) денежных средств и/или имущества лизингополучателя (клиента) и дает соответствующее распоряжение бухгалтерии, юристу и иным сотрудникам, уполномоченным осуществлять распорядительные функции с имуществом лизингополучателя (клиента).

14.3. Порядок фиксирования информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих лизингополучателю (клиенту) денежных средств или иного имущества.

14.3.1. Распорядительным документом, на основании которого осуществляется замораживание (блокирование) денежных средств или иного имущества лизингополучателя (клиента) является распоряжение Генерального директора о запрете осуществлять операции с денежными средствами, принадлежащими лизингополучателям (клиентам), включенным в Перечень экстремистов и террористов, либо в отношении которых было принято решение Межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию).

14.3.2. В распоряжении указывается следующая информация о лизингополучателе (клиенте) или связанном с ним лице:

  • сведения о лизингополучателе (клиенте), его представителе, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце (наименование, ИНН, ОГРН – для юридического лица, Ф.И.О., паспортные данные, ИНН (при наличии) – для физического лица, Ф.И.О., паспортные данные, ИНН (при наличии), ОГРНИП – для индивидуального предпринимателя);
  • дата и время применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лизингополучателя (клиента);
  • сумма и статус замороженных (заблокированных) денежных средств, а в случае если меры применены в отношении переданного в залог имущества – вид и идентифицирующие признаки такого имущества;
  • перечень мероприятий по замораживанию (блокированию) денежных средств и/или иного имущества, которые должны выполнить сотрудники ЗАО «СЦДР»;
  • взаимодействующий с данным лизингополучателем (клиентом) сотрудник и иные сотрудники, ответственные за исполнение распоряжения.

14.3.3. Распоряжением запрещается:

  • предоставлять лизингополучателю (клиенту) имущество в лизинг;
  • передавать лизингополучателю (клиенту) в собственность имущество, ранее арендовавшееся им на условиях договора лизинга, после полного исполнения им обязательств по договору;
  • выплачивать лизингополучателю (клиенту) средства, предоставленные им ЗАО «СЦДР» в качестве обеспечительного, авансового платежа.

14.3.4. При заявлении лизингополучателем (клиентом) требования о выплате указанных средств, следует применять процедуру, предусмотренную п. 9.3.2 Программы приостановления операций, а именно снимать обременение, наложенное в пользу ЗАО «СЦДР» с заложенного на основании договора залога в случае, если залогодателем является лизингополучатель (клиент).

14.3.5. После завершения всех мероприятий по замораживанию (блокированию) денежных средств и/или имущества лизингополучателя (клиента), специальное должностное лицо делает отметку о произведенных действиях в распоряжении, которое ему было передано для исполнения и помещает его в специальное досье документов, оформляющих решения о замораживании (блокировании) денежных средств.

14.3.6. Лизингополучателю (клиенту), в отношении которого были предприняты меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества, присваивается повышенный уровень риска, о чем специальным должностным лицом делается соответствующая отметка в анкете (досье) лизингополучателя (клиента), учитываемой в специальном регистре реестра лизингополучателей.

14.3.7. Организации и (или) физические лица, состоящие с лизингополучателем (клиентом) - организацией или физическим лицом, в отношении которого принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств и иного имущества, в гражданско-правовых, трудовых либо иных порождающих обязательства имущественного характера отношениях и понесшие имущественный ущерб в результате примененных мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества этого лизингополучателя (клиента), вправе обратиться в суд с гражданским иском к нему, о возмещении имущественного ущерба.

14.3.8. В случае удовлетворения судом указанного иска взысканная сумма и судебные расходы возмещаются за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих ответчику.

14.4. Порядок и периодичность проведения проверки наличия среди лизингополучателей (клиентов) лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Способы фиксирования результатов проведенной проверки.

14.4.1. В случае применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лизингополучателя (клиента) ЗАО «СЦДР» незамедлительно в день их применения, информирует о принятых мерах Росфинмониторинг.

14.4.2. Информация о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств лизингополучателя (клиента) направляется специальным должностным лицом в Росфинмониторинг в виде формализованного электронного сообщения через Личный кабинет ЗАО «СЦДР» на портале Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по каналам связи, определяемым и используемым Росфинмониторингом для передачи информации.

14.4.3. В дополнение к текущим проверкам, один раз в три месяца специальное должностное лицо осуществляет проверку наличия среди лизингополучателей (клиентов) организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию). Трехмесячный срок исчисляется со дня окончания предыдущей проверки. Информация о результатах проверки направляется специальным должностным лицом в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки.

14.4.4. Сводные данные о проведенных проверках на принадлежность лизингополучателей (клиентов) к фигурантам Перечня, и к лицам, в отношении которых были приняты или должны приниматься меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, ежеквартально включаются специальным должностным лицом в отчет об исполнении мероприятий внутреннего контроля для последующего учета в ежегодном отчете, представляемом Генеральному директору.

14.4.5. Сводная проверка и оформление ее результатов в отчет проводится специальным должностным лицом в течение одного рабочего дня, не позднее 10 дней после окончания квартала. Отчеты о результатах проверки хранятся специальным должностным лицом в отдельном досье.

14.4.6. Для целей отчета количество лизингополучателей (клиентов) в течение отчетного периода определяется как среднее арифметическое между количеством лизингополучателей (клиентов) по состоянию на начало и конец отчетного периода.

14.5. Порядок учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах лизингополучателям (клиентам) - физическим лицам, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень).

14.5.1. Если ЗАО «СЦДР» было принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств и иного имущества лизингополучателя (клиента) – физического лица, включенного в перечень по основаниям, предусмотренным п. 2 , 4 , 5 , ч. 2.1, ст. 6 Закона № 115-ФЗ, такой лизингополучатель (клиент) вправе, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода:

  • Получать и расходовать заработную плату, из переданных им и замороженных ЗАО «СЦДР» денежных средств в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи.
  • Осуществлять, с соблюдением режима приостановления операций, установленного ч. 10, ст. 7 Закона № 115-ФЗ и Главой 9 ПВК по ПОД/ФТ, операции по получению и расходованию заработной платы из переданных им и замороженных ЗАО «СЦДР» денежных средств в размере, превышающем 10 000 руб., а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим до включения этого лизингополучателя (клиента) в Перечень.

14.5.2. Если решение о замораживании (блокировании) денежных средств лизингополучателя (клиента) было принято межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, по основаниям, предусмотренным ч. 1, ст. 7.4 Закона № 115-ФЗ, этот лизингополучатель (клиент) может обратиться в ЗАО «СЦДР» с заявлением о назначении ему ежемесячного гуманитарного пособия для обеспечения его жизнедеятельности и совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих постоянного источника дохода из переданных им и замороженных ЗАО «СЦДР» денежных средств. На основании полученного заявления, ЗАО «СЦДР», направляет в межведомственный координационный орган, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, ходатайство о назначении такому лизингополучателю (клиенту) ежемесячного гуманитарного пособия.

14.5.3. Межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принимается решение о назначении этому лизингополучателю (клиенту) ежемесячного гуманитарного пособия в размере, не превышающем 10 000 рублей в месяц. Выплата указанного пособия осуществляется ЗАО «СЦДР» из переданных лизингополучателем (клиентом) и замороженных ЗАО «СЦДР» денежных средств.

14.5.4. Решение о размерах, периодичности и порядке осуществления выплаты ежемесячного гуманитарного пособия, предусмотренного пунктами 14.5.1, 14.5.2 настоящих Правил принимается Генеральным директором на основании заявления лизингополучателя (клиента).

Выплаты, предусмотренные пунктами 14.5.1, 14.5.2 настоящих Правил документируются расходными кассовыми ордерами или платежными поручениями и учитываются в соответствии с установленным в ЗАО «СЦДР» порядком бухгалтерского учета операций.

14.6. Порядок информирования лизингополучателя (клиента) о неосуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом лизингополучателя (клиента) в связи с наличием сведений о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с ч. 2 ст. 6 и ч. 2 ст. 7.4 Закона № 115-ФЗ.

14.6.1. В день вынесения распоряжения Генерального директора о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и/или иного имущества лизингополучателя (клиента) ему выдается на руки и/или направляется почтовым отправлением уведомление о применении таких мер. Ответственным за направление указанного уведомления является специальное должностное лицо.

14.6.2. В уведомлении сообщается о запрете осуществлять операции с денежными средствами и иным имуществом, принадлежащими лизингополучателю (клиенту), включенным в перечень экстремистов и террористов, либо в решение Межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) принадлежащих лизингополучателю (клиенту) денежных средств или иного имущества.

Также, в уведомлении указывается:

  • сведения о лизингополучателе (клиенте) (наименование, ИНН, ОГРН – для юридического лица, Ф.И.О., паспортные данные, ИНН (при наличии) – для физического лица, Ф.И.О., паспортные данные, ИНН (при наличии), ОГРНИП – для индивидуального предпринимателя);
  • основания применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • дата и время применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лизингополучателя (клиента) и связанных с ним лиц;
  • вид имущества лизингополучателя (клиента), в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию), с указанием идентифицирующих признаков такого имущества.

14.7. Порядок информирования Росфинмониторинга о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лизингополучателя (клиента), а также о результатах проверки

14.7.1. Информация о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лизингополучателя (клиента) – организации или физического лица, включенного в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации и (или) физического лица, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих такой организации или физическому лицу денежных средств или иного имущества, направляются в Росфинмониторинг незамедлительно в день применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и физического лица.

14.7.2 Сведения о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и (или) физического лица и о результатах проведенных проверок направляются специальным должностным лицом в Росфинмониторинг в виде формализованного электронного сообщения через Личный кабинет ЗАО «СЦДР» на портале Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по каналам связи, определяемым и используемым Росфинмониторингом для передачи информации

14.7.3 В исключительных случаях, когда по независящим от ЗАО «СЦДР» причинам он не в состоянии передать ФЭС через Личный кабинет сведения о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и (или) физического лица и о результатах проведенных проверок могут представляться на бумажном носителе или на магнитном, оптическом или цифровом носителе с сопроводительным письмом за подписью Председателя правления путем направления непосредственно в Росфинмониторинг заказного почтового отправления с уведомлением о вручении. Специальное должностное лицо готовит проект такого письма и контролирует соблюдение установленного в п. 14.7.1 настоящих Правил срока его направления в Росфинмониторинг.

14.8. Порядок прекращения действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лизингополучателя (клиента) и связанных с ним лиц.

14.8.1. Денежные средства и иное имущество лизингополучателя (клиента) замораживаются (блокируются) до даты исключения сведений о таких лицах из Перечня экстремистов и террористов, либо до даты отмены решения Межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) принадлежащих лизингополучателю (клиенту) денежных средств или иного имущества.

14.8.2. После исключения лизингополучателя (клиента) из Перечня экстремистов и террористов, либо отмены решения Межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств и иного имущества принадлежащих таким лицам, Генеральный директор издает распоряжение об отмене предпринятых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества. Такое распоряжение издается на основе проекта, подготовленного специальным должностным лицом, не позднее одного рабочего дня со дня размещения на сайте Росфинмониторинга информации об исключения сведений о лизингополучателе (клиенте) из Перечня, либо отмены соответствующего решения Межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма.

14.8.2. Информация об отмене ранее принятого решения о замораживании (блокировании) денежных средств, направляется специальным должностным лицом в Росфинмониторинг в день издания распоряжения.

Вопросам блокировки счета во второй половине 2017 года посвящено множество статей. На «Клерке» открыли даже .

Кто-то пытается разобраться в основаниях блокировки, кто-то в правомерности действий банков, кто-то ругает и власть, и банки за давление на бизнес.

Мы предприняли попытку анализа конкретных действий по предотвращению и «снятию» блокировки.

Сначала разберемся в терминах

Законодательство не содержит понятия «блокировка счета». Согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" блокирование (замораживание) безналичных денежных средств, ценных бумаг, имущества возможно только при наличии оснований причастности владельца к экстремистской деятельности или терроризму.

Что касается операций по счетам, то они могут быть приостановлены, либо в их проведении может быть отказано. При этом, владелец денежных средств не лишается права ими пользоваться, хотя и ограничен в действиях в рамках конкретного счета.

Тем не менее, прижившийся в обиходе термин «блокировки счета» имеет право на существование, как выражающий саму суть явления, с которым столкнулся бизнес.

В настоящей статье мы не рассматриваем основания блокировки счета по инициативе ИФНС, в результате наложенных судом ограничений и т.п. Сложившийся порядок действий в этих случаях не претерпел изменений.

На что ориентируются банки

Банки обязаны в силу ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ получать информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений, на регулярной основе принимать меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов.

Несколько десятков оснований блокировки счета выделяет Центральный банк РФ в дополнение к указанным в законе. Их изучение может расширить кругозор, но в силу ст.4 Федерального закона № 115-ФЗ о блокировке счета вы узнаете только после того, как он уже заблокирован, ибо банкам запрещено предварительное «информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов» (статья 4 Федерального закона № 115-ФЗ).

На попытку обжаловать в Конституционный суд право Центрального банка РФ разрабатывать перечни оснований отказа в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ был получен отказ Определением Конституционного суда РФ от 25.05.2017. № 1105-О

Мы обобщили указания Центрального банка РФ, судебную практику и выработали конкретные рекомендации, которые позволят работать с минимальными рисками блокировки счета.

1. Оплачивать налоги (больше 0,9% дебетового оборота) в каждом из банков, в которых открыты счета организации. При этом Центральный банк РФ дает банкам в указание обращать внимание на клиентов, искусственно завышающих размер уплачиваемых налогов и других обязательных платежей до значения 0,9% или незначительно его превышающих. То есть опасный порог превышает 0,9%. Мы рекомендуем руководствоваться числом 1% дебетового оборота.

2. Предоставлять документы, истребуемые банком - исключительно с описью и под роспись сотрудника банка, в соответствии с перечнем, указанным банком.

Если какого-то документа из перечня не можете предоставить - объясните причину под соответствующим номером списка запрошенных документов. Клиенту на основании решения суда возвращены списанные банком денежные средства, т.к. было доказано, что организация своевременно предоставила истребованные банком документы, доп.запросов от банка не поступало — постановление 9 ААС от 16.03.2017. по делу А40-230891/2016. В деле № А40-2022834/16 клиентом банка было доказано, что банк не запрашивал документов по приостановленной операции, в связи с чем суд обязал банк произвести приостановленный им платеж.

Неполное предоставление, напротив, позволило признать суду действия банка обоснованными - Постановление АС Дальневосточного округа от 24.11.2017. №Ф03-4555/2017

3. Своевременно вносить изменения в ЕГРЮЛ , если расширили перечень видов хозяйственной деятельности. Платеж, назначение которого не характерно для указанных в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о видах деятельности (ОКВЭД) вашей организации дает право банку такую операцию заблокировать - именно к такому выводу пришли суды трех инстанций по делу А65-26637/2015.

4. Снятие наличных денежных средств производить только на цели, связанные с оплатой труда и иными социальными выплатами, либо если оплата в безналичном порядке невозможна.

Необходимость снятия наличных денежных средств должна быть подтверждена не только первичными документами, но и структурой ведения бизнеса, подразумевающей такие выплаты, например, обоснованным будет снятие наличных денежных средств при ведении бизнеса по закупке вторсырья у населения - Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2017. по делу № А40-238673/16.

5. Внимательно изучить договор с банком и применяемые по нему документы банка (как правило, в договоре имеется ссылка на документы, размещенные на сайте банка).

Со счета клиента было списано 6 830 тыс.руб. за несвоевременное предоставление документов на основании электронного письма банка, а также компенсация расходов банка на проверку фактического местонахождения организации, суд признал данные действия банка правомерными, т.к. списание было предусмотрено договором — постановление 9ААС от 13.04.2017. по делу А40-203363/16.

В другом случае клиенту удалось доказать, что списание банком 500 тыс.руб. штрафа за непредоставление документов по неподписанному запросу при наличии заявления клиента о расторжении договора банковского счета является неправомерным. Штраф был возвращен судом организации - Постановление 9 Арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017. № 09АП-19461/2017.)

6. Обеспечить доступность информации о месте нахождения ЕИО (офиса) на территории юр.адреса (указатели, таблички и т.п.), разместите информацию на сайте, адрес которого указан на бланке.

Доказательства реального расположения по адресу регистрации помогли организации отстоять свое право на открытие счета в банке — Определение ВС РФ от 21.09.2017. № 306-ЭС17-12604.

7. Максимально подробно указывать назначение платежа , это позволит банку не включать вас в перечень клиентов, операции которых не имеют «очевидного экономического смысла», что влечет в силу Письма Центрального банка РФ от 31.12.2014 г. № 236-Т обязанность банка обращать повышенное внимание на все операции и запрашивать по ним максимальное число документов.

8. Не использовать для предпринимательской деятельности , в том числе для выплаты по договорам на закупку сырья, оплату работ и т.п., личные банковские карты - последнее влечет блокировку текущего счета, к которому открыта личная банковская карта: Апелляционное определение Пермского краевого суда от 05.10.2016 по делу N 33-11853/2016 , Апелляционное определение Саратовского областного суда от 29.11.2016 по делу N 33-9060/2016, Апелляционное определение Апелляционное определение Пермского краевого суда от 10.02.2016 по делу N 33-1316/2016 Московского городского суда от 26.05.2016 по делу N 33-20770).

9. Не использовать один и тот же компьютер, телефон и т.д. для доступа к счетам разных организаций , так как в случае закрытия счетов одной организации, все другие организации, доступ к счетам которых осуществлялся через те же технические устройства, а также при совпадении их представителей, находятся под угрозой блокировки счетов (п. 3 Методических рекомендаций Центрального банка РФ от 21.07.2017. № 18-МР).

10. Уведомлять уполномоченный орган о совершении операций на сумму более 600 000 руб., а также иных контролируемых операции в силу ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ. Отсутствие сообщения о такой операции может повлечь как блокировку счета - Определение ВС РФ № 301-ЭС17-2205 от 06.04.2017., так и привлечение к административной ответственности - постановление АС Восточно-Сибирского округа от 24.12.2015 по делу А33-5752/2015).

11. Оспаривать решение банка о блокировке , если считаете его незаконным, т.к. обратное может способствовать попаданию в «черный список», что влечет отказы в открытии счетов практически в любых банках. Суды указывают, что именно банк должен подтвердить и доказать, подозрения о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Отказ в открытии расчетного счета без такого обоснования признан судами всех инстанций неправомерным (см. Определение Верховного суда РФ от 25.08.2017. № 301-ЭС17-10939, Определение Верховного суда РФ от 24.04.2017. № 310-ЭС17-3468).

Как наживаются на клиентах банков

На страхе блокировки счетов иногда пытаются нажиться отдельные сотрудники банков, предлагая либо услуги по поиску ваших контрагентов в «черных» списках, либо по уведомлению вас о предстоящей блокировке, либо гарантируя, что если вы возьмете в банке кредит, то ваш счет не заблокируют. Такие меры не работают.

Центральный банк РФ достаточно жестко следит за деятельностью подконтрольных банков, в судебной практике встречаются и дела банков, безуспешно пытающихся уклониться от надзирающего ока, Центральный банк использует в отношении уклоняющихся от контроля банков и крайнюю меру - отзыв лицензии.

Надо помнить, что в силу п.12 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ банки освобождены от гражданско-правовой ответственности за блокировку счета.

Складывающаяся судебная практика в отношениях клиент-банк неоднородна, суды учитывают фактические обстоятельства дела, поэтому у предпринимателя всегда есть шанс отстоять свое право на ведение взаиморасчетов через выбранный им банк, а также предотвратить такие риски, своевременно и в полном объеме оформляя документы.

Встреча руководителей банков с руководством Банка России

Теме регулирования деятельности кредитных организаций Банком России была посвящена встреча 7 ноября 2013, по традиции организованная Ассоциацией российских банков

Со стенограммой мероприятия настоятельно рекомендуем ознакомиться, перейдя по ссылке http://arb.ru/b2b/docs/9752819/

По вопросам противодействия легализации докладчиком являлся Ясинский Илья Владимирович — Заместитель Директора Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России.

В Банк России поступило большое количество вопросов на тему последних изменений в законодательстве. В первую очередь, кредитные организации интересует тема новых противолегализационных требований в рамках Федерального Закона №134-ФЗ. Я представлю вашему вниманию блиц-комментарии трех позиций, которые являются наиболее сложными с точки зрения понимания и практической реализации.

Первый блок - это требования, касающиеся идентификации бенефициарных владельцев.

Второй блок вопросов связан с реализацией принципиально нового для российского законодательства - института блокирования, замораживания активов лиц, причастных к экстремистской деятельности. Законодатель попытался регламентировать эту процедуру в рамках закона весьма детально. Так, в законе сформулированы два понятия: блокирование и замораживание, и, соответственно, два определения этого понятия. Но все, что касается процедур, остается за скобками закона. Многие банки начинают апеллировать к Банку России, к Росфинмониторингу: вы нам расскажите, как мы можем заблокировать или заморозить активы? Но в законе ни финансовой разведке, ни Банку России такие полномочия не предоставлены. Поэтому соответствующие нормы являются нормами прямого действия, а наша с вами задача - определиться, как правильно выполнять требования закона.

И третий блок вопросов - это предоставление финансовым институтам, в первую очередь кредитным организациям, новых полномочий по работе с клиентами, которые злоупотребляют доверием банка, проводя операции, попадающие под категорию сомнительных. Это расширенное право отказа в заключении договора банковского счета, расширенное право по отказу в выполнении распоряжения клиента о проведении операции и новое полномочие по расторжению договора банковского счета.

Я предлагаю рассмотреть три этих блока.

При прочтении необходимо делать поправку на то, что Государственной Думой 17.12.2013 в третьем чтении был принят Законопроект № 185938-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», вносящий изменения в Федеральный закон №115-ФЗ о ПОД/ФТ, в части принимаемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Второй блок принципиально новых положений - это требования по блокированию, замораживанию активов лиц, которые признаны причастными к экстремистской деятельности. И я уже обращал ваше внимание на то, что по непонятным причинам законодатель сформулировал два понятия: блокирование и замораживание и, как следствие, два определения. Какие вопросы возникают в этом контексте? В первом определении понятия блокирования упоминаются определенные виды активов, и речь идет о безналичных денежных средствах и ценных бумагах. Во втором определении понятия блокирования и замораживания тоже упоминаются некие активы, и в данном случае законодатель использует такой универсальный термин, как имущество. Первый вопрос, который напрашивается после анализа этих двух определений: намеренно ли законодатель в числе активов не упомянул наличные денежные средства, и можем ли мы прийти к выводу о том, что на наличные денежные средства, на операции с наличными денежными средствами требования по блокированию и замораживанию не распространяются? Мы с вами должны понимать, что вопрос этот риторический в том смысле, что на него априори не может быть положительного ответа. Потому что, если бы мы такую ситуацию допустили, мы должны были бы признать - вся система противодействия финансированию терроризма лишена смысла, потому что благополучно эти люди могут финансировать свои плохие делишки, и понятно, что это можно сделать наличными средствами в небольших объемах, и тому подтверждением являются самые ужасающие террористические акты. Поэтому хотя бы даже по этой причине, от противного мы должны говорить о том, что несмотря на то, что нал не упоминается как актив, на который распространяются требования по блокированию, очевидно, что и на операции с наличными денежными средствами требования закона распространяются.

У нас есть еще и формальное подтверждение такой позиции, опять же базирующееся уже на втором определении блокирования, замораживания. Мы с вами уже говорили о том, что упоминается термин «имущество». Если мы с вами обратимся к гражданскому законодательству, то увидим, что термин носит универсальный характер, под имуществом понимаются в том числе и денежные средства, причем вне зависимости от того, в какой наличной, либо безналичной формах они существуют. Поэтому еще раз повторюсь, очевидно, мы с вами должны прийти к выводу о том, что на абсолютно любые активы, которые находятся в зоне досягаемости кредитной организации, которые принадлежат лицам, включенным в перечень экстремистов, террористов, процедура блокирования распространяется.

Но здесь еще один очень тонкий есть момент, который следует иметь в виду. Требования по блокированию, замораживанию касаются не только тех лиц, которые являются субъектами исполнения закона. Детальный анализ определения позволяет сделать вывод о том, что речь идет обо всех юридических и физических лицах, которые имеют доступ к имуществу, которое принадлежит террористам, и каждый такой «физик», каждый такой «юрик» должен его заблокировать. Это я к тому, что если вдруг у кого-то из вас такое имущество окажется, как у граждан России, имейте в виду, что требование закона и вы должны выполнить. Но, другое дело, что никаких санкций за невыполнение не предусмотрено, поэтому естественно акцент смещается в сторону кредитных организаций.

Есть три конкретных вопроса, на которых я позволю себе остановить свое и ваше внимание. Первый вопрос - как быть в ситуации, когда на счет лица, причастного к экстремистской деятельности, поступают денежные средства от контрагента, находящегося на обслуживании в другой кредитной организации, и который не является террористом. Что означает блокирование? Можем ли мы денежные средства зачислить на счет клиента, либо мы эти денежные средства должны вернуть контрагенту, обслуживающемуся в другой кредитной организации? Однозначного ответа на этот вопрос закон не дает, но все-таки в моем понимании наиболее разумным является вариант, когда мы будем использовать так называемую систему ниппель, то есть всех впускать, никого не выпускать. Более того, речь идет не о блокировании банковского счета, а о блокировании имущества, поэтому в описанном примере, очевидно, мы должны зачислить поступившие от контрагента денежные средства на счет вашего клиента, который признан причастным к экстремистской деятельности, а уже после зачисления эту сумму заблокировать, заморозить.

Второй вопрос, который часто возникает у банков - это вопрос, связанный с тем, как быть с исполнением кредитными организациями своих гражданско-правовых обязательств в рамках договора банковского вклада, где в качестве вкладчика выступает террорист. Должна ли кредитная организация этому нехорошему человеку начислять проценты на остаток по вкладу? Как мы с вами видим, законодатель на эту тему прямо ничего не говорит, с другой стороны он также ничего не говорит о том, что факт блокирования, замораживания как-то отражается на выполнении кредитными организациями своих гражданско-правовых обязательств. Поэтому, коль скоро на эту тему ничего не говорится, мы вынуждены с вами согласиться с тем, что да, кредитные организации, если договор продолжает действовать обязаны начислять проценты на остаток по банковскому вкладу, но при этом очевидно, что эти проценты так же, как и тело вклада, должны быть заморожены.

Третий вопрос - как быть с кредитами, которые однажды кредитные организации, не просчитав потенциальные риски, выдали некоему «физику» либо «юрику», которые на момент выдачи не были террористами, но впоследствии таковыми оказались. И при этом эти террористы, тем не менее, являются людьми чести и собираются кредит обслуживать, и тело кредита возвращать, и проценты по нему платить. Возникает вопрос - вправе ли кредитная организация на эти денежные средства не распространять процедуры блокирования, может ли она проценты списывать? Например, на счет террориста поступают денежные средства в виде заработной платы, и он часть из этих ресурсов предполагает использовать на погашение кредита. Опять же никаких изъятий на эту тему в законе не сформулировано, поэтому как это не прискорбно, но, по крайней мере, надзорный орган полагает, что в этом случае и на эти денежные средства, которые банку причитаются, должны распространяться процедуры блокирования, замораживания.

Ввиду вот этих, наверное, не очень приятных для кредитных организаций комментариев возникает вопрос - а когда же все-таки можно разблокировать и разморозить имущество лица, причастного к экстремистской деятельности? На эту тему закон тоже хранит глубокое молчание. Поэтому ответить на этот вопрос мы можем только путем системного анализа соответствующих положений закона. К каким выводам приводит нас этот системный анализ? Мы с вами видим, что законодатель, по крайней мере, говорит о том, что является основанием для блокирования замораживания, и основанием для блокирования замораживания является включение в перечень лиц, причастных к экстремистской деятельности. На основании этого мы можем сделать вполне разумный и обоснованный вывод, что разблокировать, разморозить имущество террориста можно тогда, когда он будет исключен из перечня экстремистов, террористов. До той поры, пока этого не произойдет, имущество должно быть заблокировано.

Последний вопрос в этой части - как соотносится новый институт блокирования, замораживания и старый институт приостановления операций, где в качестве хотя бы одной из сторон выступает лицо, причастное к экстремистской деятельности? Логика нам с вами подсказывает, что блокирование, замораживание является более жестким институтом, и очевидно, что в этих условиях от приостановления можно было бы отказаться. Но опять же в силу непонятных для нас причин законодатель этого не сделал. На мой взгляд, существуют, по крайней мере, две ситуации, когда, тем не менее, институт приостановления на практике может быть реализован. Какие это ситуации? Под приостановление попадают операции, где хотя бы в качестве одной из сторон выступает лицо, включенное в перечень экстремистов, террористов. Ввиду этого может быть конкретная практическая ситуация. У вас на обслуживании находится клиент, который фигурантом перечня не является, но он дает поручение на перевод денежных средств в пользу своего контрагента, находящегося на обслуживании в другой кредитной организации, и вам известно, что этот контрагент является фигурантом перечня - это классический пример, когда возникает обязанность по приостановлению такой операции. Если от Росфинмониторинга не поступает требование о дальнейшем приостановлении, операция проводится, а уже другой кредитной организацией, обслуживающего контрагента вашего клиента, на эти денежные средства распространяется процедура блокирования, замораживания. И второй конкретный случай связан с тем, что как мы с вами помним, под приостановление попадают не только те операции, где одной из сторон является экстремист, террорист, но и те, где в качестве стороны выступает субъект, находящийся под контролем экстремиста, террориста. Это уже та тема, которая тесно связана с категорией бенефициарного владения и выгодоприобретательства. Поэтому если в результате реализации новых требований закона, вы приходите к выводу о том, что ваш клиент находится под контролем лица - фигуранта перечня, то на эти операции требование по приостановлению распространяется. Вот, пожалуй, это две конкретные ситуации, на которые мы с вами можем выйти, когда институт приостановления еще не потерял своей актуальности.

Есть еще одна очень важная тема, которая сегодня поднимается Росфинмониторингом, тема, связанная с тем, что, несмотря на введение процедур блокирования, замораживания, нужно понимать, что какие-то минимальные средства к существованию террориста и лиц, которые находятся на его иждивении, должны ему выдаваться. Но как мы с вами видим, применительно к фигурантам перечня на эту тему закон ничего не говорит. Если обратиться к еще одной новой статье закона - статье 7.4, то мы увидим, что речь идет о лицах, которые не фигуранты перечня, но в отношении которых специальным межведомственным комитетом принимается решение о блокировании, замораживании. Так вот этим лицам полагается некое гуманитарное ежемесячное пособие, но правда на сумму, не превышающую 10 тысяч рублей, фигурантам же перечня не позволяется и этой малости. При таком жестком ограничении государство невольно толкает возможно оступившихся однажды лиц к тому, чтобы они дальше осуществляли преступную деятельность, потому что им нужно поддерживать хотя бы на минимальном уровне и свою жизнедеятельность, и жизнедеятельность своих иждивенцев. Поэтому коллеги из Росфинмониторинга говорят нам о том, что есть еще одна ситуация, когда блокирование, замораживание и приостановление соотносятся, и это как раз тот случай, когда террорист хочет получить заработную плату, пенсию либо какое-либо социальное пособие. И в данном случае речь должна идти о том, что такая операция приостанавливается, кредитная организация об этом информирует финансовую разведку, и, если финансовая разведка не приостанавливает операцию на дополнительный срок, эти денежные средства такому фигуранту перечня должны быть выданы.

Но здесь много проблем. Первая проблема связана с тем, что, во первых, то, о чем я вам сейчас рассказал, очевидно, из закона не вытекает. И вторая проблема заключается в том, что если мы говорим о выдаче заработной платы, то сегодня у нас размеры заработных плат ничем не ограничены. И даже если еще вчера террорист получал зарплату в 10 тысяч рублей, то завтра никто ему не мешает получать зарплату в 1 миллион рублей. И очевидно, что такого рода суммы террористу выдавать нельзя. Но это тоже та тема, которая никак законом не регламентирована. Мы, понимая проблему, тем не менее, говорим коллегам из Росфинмониторинга, что в идеале в этой части нужно вносить изменения в закон. Они этот вопрос поставили перед Натальей Викторовной Бурыкиной, и вроде бы как она сказала да, что такое изменение в закон внести необходимо. Поэтому сейчас наши коллеги на эту тему работают совместно с нами, ну и мы надеемся, что какие-то изменения до конца года в этой части в законе о противодействии легализации произойдут. До той поры, очевидно, мы должны исходить из того, что институт блокирования, замораживания имеет приоритет перед приостановлением, и соответственно пока не будет каких-либо спецуказаний на эту тему от Росфинмониторинга, никакие операции с активами, которые принадлежат лицам, причастным к экстремистской деятельности, проводить нельзя.

Ссылка на третий блок Расширенное право отказа в заключении договора банковского счета, расширенное право по отказу в выполнении распоряжения клиента о проведении операции и новое полномочие по расторжению договора банковского счета —

Последние материалы сайта