Общая характеристика звеньев финансовой системы. Теоретические основы организации финансовой системы 4 финансовая система понятие состав общая характеристика

27.05.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Финансовые отношения в стране, имея различные формы проявления, вместе образуют целостную финансовую систему, каждое звено которой является носителем определенных свойственных ей финансовых отношений , которые реализуются в создании и использовании соответствующих денежных фондов. Все звенья финансовой системы в совокупности отражают государственное устройство страны, характеризующих степень развитости ее денежных, кредитных, валютных и других отношений.

Таким образом, финансовая система это совокупность взаимосвязанных звеньев, каждое из которых, с одной стороны, является носителем присущих ей финансовых отношений, с другой находится в определенном связи с другими звеньями системы. Поэтому финансовая система имеет определенную четкую структуру, благодаря которой, рассматривая каждую из звеньев, можно получить комплексное представление о финансовой системе в целом.

Финансовая система определяется как совокупность, с одной стороны, определенных сфер финансовых отношений, с другой разных институтов, обеспечивающих функционирование, взаимодействие этих сфер и процесс управления ими. В обобщенном виде финансовая система страны (согласно основным субъектов финансовых отношений государства, предприятия и население) это совокупность трех сфер финансовых отношений: государственных финансов, финансов предприятий и домохозяйств.

Динамические как японский боббер изменения в социально-экономической жизни усложняют финансовые процессы, что, в свою очередь, сказывается на составе финансовой системы (появляются новые финансовые институты) и содержании ее отдельных звеньев.

В финансовой системе отдельные подсистемы отличаются по следующим признакам:

· Наличием собственной базы, образующейся на основе первичных доходов субъектов экономических отношений;

· Функциональному назначению каждой подсистемы, обеспечивающей (Для субъектов хозяйствования это производство и реализация товаров и оказание услуг с целью получения прибыли и увели ния капитала; для работников удовлетворения материальных и духовных потребностей индивида, семьи, для государства удовлетворение общественных потребностей, социальная поддержка и защита экономически неактивного населения и безработных);

· Единством и взаимодействием подсистем, определяемых общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, направленных ванной на согласование интересов субъектов экономических отношений, а также взаимосогласованность их финансовых планов и балансов.

В Украине сейчас финансовая система реформируется в направлении усиления общественного значения социальных страховых фондов. В частности, основами законодательства Украины о общеобязательное государственное социальное страхование, принятых Верховной Радой Украины в январе 1998 г., предусмотрено внедрение пяти видов такого страхования: пенсионного; медицинского; в связи с временной потерей трудоспособности; на случай безработицы, от несчастных случаев на производстве.

Формирования и использования средств общеобязательного государственного социального страхования осуществляются на принципах солидарности. Для этого создана система целевых централизованных фондов как некоммерческих самоуправляемых организаций, управление которыми осуществляется на паритетной основе государством, представителями застрахованных лиц и работодателей.

Общеобязательное государственное социальное страхование уже имеет прочную собственную финансовую базу, которую по объемам сопоставимо с доходами бюджетной системы Украины. Например, в 2000 г. бюджет Пенсионного фонда был равен почти 42% государственного бюджета, или 9% ВВП.

Имеются также другие признаки, по которым выделяется сфера финансов страхования:

целевое финансирование расходов, связанных со специфическим характером различных видов страхования;

единство и взаимодействие с другими подсистемами, что определяется формированием страховых фондов в процессе перераспределения доходов государства, предприятий, населения.

Поэтому современную финансовую систему Украины можно представить как совокупность государственных финансов, финансов предприятий (учреждений, организаций), финансов домохозяйств и финансов страхования, благодаря этим звеньям формируется, распределяется и перераспределяется основная часть средств централизованных и децентрализованных денежных фондов страны.

1. Общая характеристика финансовой системы

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия — «финансы».

Финансы определяют экономические общественные отношения, проявляющиеся по-разному. Финансы имеют свою особенность в каждом звене финансовой системы. Звено финансовой системы — это определенная сфера финансовых отношений, а финансовая система в целом является совокупностью различных сфер финансовых отношений. При этом образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию это главный централизованный фонд денежных средств государства, главное орудие перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).

Из государственного бюджета производятся и основные расходы: на военные цели, развитие экономики, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты.

Второе звено финансовой системы — местные (региональные) финансы, включающие местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды.

За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном имущественные). В местных бюджетах по сравнению с государственным более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Третье звено финансовой системы — внебюджетные специальные фонды. Средства этих фондов направляются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, при потере кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице; на строительство и ремонт дорог и пр. Внебюджетные фонды — это Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Дорожный фонд, фонды финансового регулирования в различных отраслях, Фонд содействия конверсии военного производства и др.

Государственный кредит представляет собой кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика средств. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот для покрытия бюджетного дефицита и является мощным инфляционным фактором.

В страховой сфере в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов и подразделяются на три основных звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий, финансы общественных объединений. Здесь формируется основная часть финансовых ресурсов. Главным источником производственного и социального развития становится прибыль, которой предприятия распоряжаются по своему усмотрению.

2. Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса — это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства.

Снижение их объема ограничивает возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, влечет за собой сокращение масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы, уменьшение фонда потребления в составе используемого национального дохода, несбалансированность натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорции.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая является чистым доходом.

Важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, а также часть национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот (переходящие остатки бюджетных средств, обращаемые на покрытие расходов текущего года, резервные фонды страховых организаций, средства от продажи части золотого запаса страны, выручка от реализации излишнего имущества и т. д.).

Для формирования финансовых ресурсов используются также заемные и привлеченные средства.

На микроуровне формируются нецентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства и удовлетворению социально-культурных запросов работающих.

Они направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технических достижений, проведение природоохранных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера.

Потребности общественного производства на макроуровне обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления.

Главные пути решения проблемы изыскания финансовых ресурсов связаны, во-первых, с реализацией принятой программы стабилизации экономики и перехода к рынку, а во-вторых, с осуществлением специально разработанных мер по финансовому оз-14

доровлению экономики и перестройке системы финансовых отношений в стране.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования и государственного финансирования.

Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостатке собственных средств предприятие может сократить свои расходы либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами.

Кредитование — это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределения и перераспределения части национального дохода.

На практике необходимо добиться оптимального соотношения между всеми тремя формами финансового обеспечения, а это возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

В условиях перехода к рынку возрастает роль финансовых резервов. Они незаменимы при возникновении огромных потерь или непредвиденных обстоятельствах.

Они могут создаваться самими субъектами хозяйствования за счет собственных финансовых ресурсов, их управленческими структурами, специализированными страховыми организациями и государством.

3. Финансовый механизм

Согласованное функционирование разных частей экономики достигается с помощью ее регулирования, т. е. изменения темпов роста отдельных структурных подразделений для перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества.

В условиях рынка регулирование экономики достигается путем перераспределения финансовых ресурсов.

Регулирование экономики происходит прежде всего посредством саморегулирования, которое обеспечивается функционированием рынка, в том числе финансового. Благодаря ему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства.

Одновременно с саморегулированием большое влияние на структуру общественного производства оказывает государственное вмешательство в экономику, его необходимость обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества — обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и пр.

Государство вмешивается в экономику посредством использования законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития.

С помощью государственных инвестиций, налоговой политики, деятельности различных государственных структур складывается конкретный механизм влияния на экономику.

Регулирующие возможности финансов предприятий используют в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, регулирующие возможности государственного бюджета — для регулирования отраслевых и территориальных пропорций.

В регулировании воспроизводственных пропорций постепенно растет значение страхования, призванного гарантировать устойчивость производства.

В перспективе страхование должно возмещать потери от неудавшихся научно-технических разработок и недополученную прибыль от простоев вследствие забастовок, политических волнений и др.

В регулировании территориальных пропорций принимают участие в основном государственные и местные финансы, а также частично финансы предприятий. Следует заметить, что саморегулирование происходит при предоставлении дотаций и субвенций нижестоящим бюджетам, формировании и использовании территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита.

Чтобы вывести экономику из кризисного состояния, обеспечить надежными и устойчивыми источниками роста, необходимо использовать финансовые стимулы, при помощи которых можно влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования.

Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народнохозяйственных пропорций. В составе финансовых стимулов можно выделить:

1) эффективные направления инвестирования финансовых
ресурсов:

а) финансирование технического перевооружения;

б) финансирование затрат, связанных с воспроизводством
рабочей силы, профессиональной подготовкой кадров, по
вышением их квалификации, переориентацией работаю
щих на новые виды производств;

в) последовательная реализация программ, направленных
на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальных
структурах общественного производства, совершенствова
ние хозяйственных пропорций в соответствии с современ
ными потребностями;

2) поощрительные фонды (материального и социального развития);

3) бюджетные методы интенсификации производства;

4) специальные финансовые льготы и санкции.

Малорезультативны сегодня финансовые санкции. Они несоразмерны с величиной упущенной выгоды, особенно санкции за невыполнение договоров о поставке продукции.

Чтобы финансовые санкции стали реальными и эффективными, необходимо значительное усиление материальной ответственности за невыполнение взаимных обязательств.

Непременным пунктом любого договора должна стать фиксация необходимости определения размера упущенной выгоды в случае нарушений правил поставки продукции.

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения используется финансовый механизм.

Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития.

Финансовый механизм состоит из видов, форм и методов организации финансовых отношений, способов их количественного определения.

Финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов.

Эта классификация учитывает особенности отдельных подразделений общественного хозяйства и выделения сфер и звеньев финансовых отношений.

Ключевые термины:

Ø финансовая система,

Ø сферы финансовых отношений,

Ø звенья финансовых отношений,

Ø государственные финансы,

Ø финансы предприятий,

Ø страхование,

Ø финансы домохозяйств,

Ø международные финансы,

Ø финансовый рынок,

Ø бюджет государства,

Ø целевые государственные фонды,

Ø государственный кредит,

Ø принципы построения финансовой системы.

2.1. Финансовая система Украины: Понятие, структура и общая характеристика ее сфер и звеньев

Финансовая система существует в каждой государстве независимо от уровня ее экономического развития. Виды финансовых систем приведенные на (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Виды финансовых систем

Финансовые системы государств могут отличаться по своей структуре, поскольку они являются отражением существующей модели экономики. На сегодня в мире насчитывается более 20 различных моделей финансовых систем.

В финансовой системе сосредоточены значительные финансовые ресурсы, составляющие более 80 % от объема ВВП. Структура финансовой системы всегда динамическая. В государствах с переходной экономикой финансовые системы.

Финансовая система - это совокупность обособленных, но взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы обмена, распределения и перераспределения ВВП, соответствующую систему финансовых органов и институтов.

Финансовую систему рассматривают двумя категориями: по внутренней структурой и организационной строением.

По внутренней структуре - это совокупность относительно обособленных и взаимосвязанных сфер и звеньев, которые отражают специфические формы и методы финансовых отношений. По организационной строению - это совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками в экономике и характеризуют систему управления финансами в стране.

В составе финансовой системы выделяют следующие сферы (рис. 2.2):

централизованные финансы, основу которых составляют государственные финансы;

децентрализованные финансы, включают финансы субъектов хозяйствования (предприятий) и финансы населения;

финансовую инфраструктуру, что включает финансовый рынок и систему органов управления финансами.

Все сферы финансовой системы разделяют на отдельные звенья, имеющие тесные многосторонние взаимосвязи. Каждая сфера и звено финансовой системы занимает определенное место в регулировании финансовых отношений, решительно влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие только ей, функции.


Рис. 2.2. Структура финансовой системы Украины

Централизованные финансы - это сфера финансовых отношений по формированию централизованных денежных фондов, которые сосредотачиваются в институтах и государственных органов власти для выполнения государством своих функций, а именно: административной, военной, социально-экономической и правовой. Это основная сфера перераспределения ВВП. Уровень централизации части ВВП государством, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения ее определенным объемом финансовых ресурсов, а с другой - достаточным для формирования мощной финансовой базы предприятий для эффективного хозяйствования.

К этой сфере относятся: государственный бюджет, местные бюджеты (финансы местных органов власти), государственные внебюджетные целевые фонды, государственный кредит, финансы государственных и муниципальных предприятий.

Главным звеном централизованных финансов является бюджетная система, организационно зависит от формы государственного устройства и состоит из государственного и местных бюджетов.

Государственный бюджет - это главный централизованный фонд денежных средств государства, основной инструмент перераспределения ВВП. Через него осуществляется перераспределение около 40 % всего ВВП страны.

Главными доходами государственного бюджета являются налоги, которые составляют 70-90 % общей суммы доходов.

К основным налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный сбор, пошлина.

До основных расходов государственного бюджета включают: расходы, связанные с политическими функциями государства (содержание армии, государственного аппарата управления и власти) расходы на социальные нужды (образование, наука, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение); расходы, связанные с экономическими функциями государства (государственные инвестиции в отрасли экономической инфраструктуры, субсидии частному капиталу и государственным корпорациям, расходы на внешнеэкономическую деятельность и др.).

Местные бюджеты (местные финансы) составляют финансовую базу местных органов власти и управления. Они обеспечивают региональные потребности в финансовых ресурсах и доходах, их внутренне-территориальное перераспределение. Местные бюджеты имеют полную самостоятельность, собственные и закрепленные доходные источники и право определения направлений их использование. В местных бюджетах большая доля расходов направляется на социальные потребности. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им дополнительные средства в виде субсидий, субвенций, дотаций из государственного бюджета, а также путем выпуска местных займов под определенные государственные обязательства - муниципальных облигаций.

Централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения представляют собой централизацию средств для решения конкретных задач и проблем. их характерным признаком является четко определены источники формирования и направления использования. Создание таких фондов определяется конкретными потребностями, поэтому их состав разнообразен в разных странах и в разные времена. Среди них выделяют такие, которые имеют стабильный характер, например пенсионные фонды и фонды занятости, а также те, что отражают относительно временные потребности.

Государственный кредит является достаточно специфическим звеном государственных финансов, он непосредственно связан с бюджетным дефицитом, являясь источником его покрытия. Это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой; при таких отношениях государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

В децентрализованных принадлежат финансы предприятий и учреждений частной формы собственности. Финансы предприятий и учреждений является базовым звеном всей финансовой системы, поскольку именно здесь образуется значительная часть ВВП, что является объектом распределения через финансовые отношения. Финансы предприятий представляют собой систему денежных фондов, образуются и используются для финансирования производственного процесса, обеспечение расширенного воспроизводства, материального стимулирования и социального обеспечение рабочих.

В зависимости от вида деятельности финансы предприятий подразделяют на финансы коммерческих предприятий, некоммерческих предприятий, общественных организаций.

Особенностью финансов коммерческих предприятий является то, что они работают на принципах коммерческого расчета, предусматривает получение прибыли, возмещение за счет собственных средств всех затрат на основную деятельность, а также на ее расширение и развитие.

К некоммерческим относятся учреждения, которые оказывают услуги или выполняют работы бесплатно или за символическую плату. Это прежде всего, больницы, общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, библиотеки, музеи и т.д. Целью деятельности таких учреждений не является извлечение прибыли. их платежи в бюджет незначительные или вообще их нет. Главным источником финансирование расходов таких учреждений являются бюджетные средства.

Общественные организации и благотворительные фонды также относят к некоммерческих предприятий. Главным источником их функционирования являются вступительные и членские взносы, добровольные и спонсорские пожертвование. Кроме этого, общественные организации могут иметь в собственности коммерческие предприятия, которые направляют им часть полученного дохода.

В зависимости от отраслевой направленности финансы коммерческих предприятий можно разделить на финансы промышленных, транспортных, строительных, сельскохозяйственных и других предприятий.

В зависимости от формы собственности финансы предприятий подразделяют на финансы государственных, муниципальных, коллективных (акционерных, кооперативных, совместных, арендных), частных предприятий.

Финансы населения - это совокупность денежных фондов, которые аккумулируются у населения с таких источников: доходов от трудовой деятельности; доходов от капитала; доходов от движимого и недвижимого имущества; доходов, полученных в виде наследства; доходов из других источников.

Финансовая инфраструктура - это совокупность институтов и элементов, которые создают благоприятные условия для функционирования всей финансовой системы. К ним относятся: система органов управления финансами; нормативно-законодательная база; подготовка специалистов; инфраструктура финансового рынка; специализированное производство (ценных бумаг, денежных банкнот, финансовой документации). Именно финансовая инфраструктура создает благоприятные условия для гармоничного функционирования всей финансовой системы и каждой ее сферы в частности. Финансовый рынок - это подсистема финансового инфраструктуры, специфическая сфера экономических отношений, где формируются и осуществляются отношения между участниками финансового рынка по поводу купли-продажи финансовых фондов. Главной предпосылкой существования финансового рынка является несовпадение потребностей в финансовых ресурсах того или иного субъекта рыночных отношений с наличием источников удовлетворения таких потребностей. Финансовый рынок опосредует движение финансовых ресурсов между предприятиями, отраслями, сферами экономики, населением, государством. Основная функция финансового рынка - превращение временно свободных денежных средств (накоплений, сбережений) на ссудный капитал для инвестиций в экономику.

Финансовый рынок как сфера финансовой системы включает в себя рынок денег, кредитных ресурсов, ценных бумаг и финансовых услуг и т.д. (рис. 2.3).


Рис. 2.3. Место и роль финансового рынка в финансовой системе

Существование финансовой системы предусматривает решение таких задач:

Ø формирование, концентрация и оптимальное размещение достаточных для производства определенного объема ВВП финансовых ресурсов;

Ø достижения максимальной эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов - максимизация объемов производимого ВВП на основе выбора реальной структуры форм финансового обеспечения;

Ø установление оптимальных пропорций распределения и перераспределения произведенного ВВП с целью полного обеспечения потребностей граждан, предприятий, государства;

Ø всестороннее содействие привлечению всех временно свободных средств и полученных доходов через институты финансового рынка на потребности финансового обеспечения производства ВВП;

Ø формирование страховых фондов с целью обеспечения возмещения потерь финансовых ресурсов и доходов и установления максимальных предпосылок для использования данных средств фондов в кругообороте ресурсов.

Главной задачей построения национальной финансовой системы является обеспечение максимальной мобилизации имеющихся в обществе финансовых ресурсов и привлечения при обоснованных потребностях их извне, установление предпосылок для их эффективного использования и максимизации на этой основе производства ВВП. Движение денежных потоков через звенья и сферы финансовой системы должен способствовать формированию у каждого субъекта доходов, отражают его производительность и являются достаточными для обеспечения потребностей его деятельности.

Характеристика финансов – это изложение анализа функционирования финансовых ресурсов.

Суть финансовых ресурсов и характеристика финансовой деятельности

Финансовые ресурсы есть показателем общественных отношений между всеми субъектами рыночной экономики. Всем участникам рыночных отношений присущи общие черты, среди которых можно назвать такие:

  • благодаря существованию в обществе финансовых отношений происходит распределение внутреннего валового продукта страны и НД;
  • все фонды и финансовые ресурсы страны формируются благодаря существованию финансовых отношений;
  • процесс распределения финансовых ресурсов страны регулируется правилами финансовых отношений.

Но, несмотря на большое количество схожих черт, все же имеются определенные отличия. Эти отличия являются довольно специфическими, благодаря чему можно проследить характер финансовых отношений в разных отраслях и группировать их на определенные категории. В результате такого группирования можно выделить три основные ветки:

  • финансовые ресурсы, принадлежащие предприятиям и фирмам;
  • ресурсы, сформированные в следствие страховых взносов;
  • финансовые ресурсы, которые находятся в распоряжении государства.

Каждая из перечисленных веток имеет разветвленную систему. Анализ функционирования каждой из них осуществляется исходя из характера текущей сферы деятельности. Благодаря этому в сфере финансовых отношений выделяются разные подсистемы, например: финансовые средства фирм, чья деятельность преследует коммерческие интересы; компаний, которые функционируют на некоммерческих началах; ресурсы общественных объединений.

Если анализировать характер финансовых отношений в сфере страхования, то необходимо исходить из понятия социального страхования, разветвленная система которого представляет звенья финансовых отношений. Такими звеньями являются такие виды страхования, как , личное страхование, страхование имущества, страхование предпринимательской деятельности и другие его виды.

Если рассматривать финансовые отношения в государственной сфере, то необходимо это делать через анализ понятий государственного бюджета и внебюджетных фондов, государственных кредитов и т. д.

Звенья и характеристика финансовой системы

Глобальная финансовая система состоит из множества связанных между собой сфер и подсистем финансовых отношений. Различные составляющие финансовой системы регулируют жизнедеятельность множества финансовых подсистем, которые могут быть:

  • внутрихозяйственными;
  • внутриотраслевыми;
  • межотраслевыми;
  • межтерриториальными.

Внутрихозяйственные регламентирует финансовые отношения внутри предприятий и организаций, внутриотраслевые – в сфере функционирования отдельной рассматриваемой отрасли хозяйствования, межотраслевые – соответственно, между различными отраслями производства. Межтерриториальная подсистема финансовых отношений регулирует экономические отношения между крупными политическими объектами (странами).

Рассматривая учреждения, которые были созданы ради получения прибыли, стоит отметить, что в числе их финансовых фондов могут быть различные финансы, такие как промышленные, торговые, транспортные и т. д. сами же учреждения могут быть частными с одним законным владельцем, а так же акционерные компании, кооперативные объединения.

Система финансовых отношений Российской Федерации

Эта система имеет в своем составе различные составляющие, среди которых ресурсы из государственного бюджета и внебюджетных фондов, ресурсы государственного кредитования, фонда страхования, а так же финансовые ресурсы разных учреждений, что функционируют на основе различных форм собственности.

Система государственных финансовых отношений имеет цель формировать в пределах государственного ведения удовлетворительное количество финансовых ресурсов, которые в перспективе будут направлены на финансирование различных государственных объектов и структуру государственного управления. А так же разбросаны по таким сферам, как страхование, образование, медицинское обслуживание и т. д. Такой ресурсный потенциал формируется из отчислений системы налогообложения внутри страны, а так же таможенных платежей и сдачи в аренду государственного имущества.

Финансы -- это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену -- предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система».

Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;

Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;

Единстве и взаимодействии подсистем;

Наличии специального обслуживающего аппарата;

Наличии собственной финансовой базы.

Таким образом, финансовая деятельность государства -- это деятельность по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития.

Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак - это различные фонды финансовых ресурсов.

Характеристика основных звеньев функционирования финансовой системы

Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.

Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы включают:

Государственные бюджеты;

Государственные социальные внебюджетные фонды;

Государственный кредит;

Государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

Финансы коммерческих предприятий и организаций;

Финансы некоммерческих организаций;

Финансы домохозяйств.

По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;

финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;

фонды страхования: государственного, частного;

финансы домохозяйств.

Финансы государства структурно можно представить следующим образом (рисунок 1.2.1):

Рис. 1.2.1.

Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления отражена на рисунке 1.2.2 и включает в себя:

основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);

вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).

Рис. 1.2.2.

Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

На федеральном уровне институциональная структура включает:

Комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);

Центральный банк Российской Федерации;

Счетную палату Российской Федерации;

Федеральную таможенную службу;

Федеральную службу по финансам и рынкам;

Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На муниципальном уровне:

Комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;

Управления (департаменты, отделы) финансов;

Аппарат Департамента контроля Минфина России;

Городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;

Городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;

Городские (районные) налоговые службы;

Счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;

Городскую (районную) таможню.

На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией по финансам, департаментом финансов.

Особое место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.

Бюджет - сложное финансовое явление, представляющее, с одной стороны, экономическую категорию, а с другой - реальный субъективный финансовый инструмент (рычаг) воздействия определенного субъекта на те или иные сферы жизнедеятельности общества.

Цель государственного бюджета - финансовое обеспечение функций государства. Форма функционирования бюджетов - планомерность, то есть предварительное составление планов формирования и использования бюджета и их согласование.

Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей экономических субъектов и ряда специфических поступлений.

Расходы бюджета - это инвестиции денежных средств в различные мероприятия на финансирование государственных нужд.

Кредит представляет собой систему денежных отношений, посредством которых осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств бюджета, народного хозяйства и населения и использование их на условиях возвратности.

Фонды имущественного и личного страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Среди звеньев финансово-кредитной системы особое место занимает фондовый рынок. Его можно выделить в отдельное звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов -- ценных бумаг.

Задачей фондового рынка является обеспечение процесса перетекания капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок, как и кредитное звено, служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств.

Финансовая система России как совокупность государственных органов и учреждений -- это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ (Минфин России), который является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.

В целом финансовая система представлена на рисунке 1.2.3.

Рис. 1.2.3. Схема финансовой системы.

Анализ нормативно-законодательной базы.

Высшие органы власти и управления осуществляют общее управление системой финансов. К высшим органам власти относят:

1. Президент РФ (Администрация Президента РФ) - подписывает бюджетный план, определяет цели финансовой политики, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.

2. Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) - утверждает федеральный бюджет, устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ).

3. Координирующий центр управления финансами, где правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет.

4. Минфин России - центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти, обеспечивает единство денежно-кредитной, финансовой и валютной политики в Российской Федерации,

Минфина России отражает следующие функции:

проведение мероприятий по реализации финансовой политики;

организация разработки федерального бюджетного плана;

внесение предложений по формированию финансовой политики;

осуществление методического руководства в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;

разработка проектов законов, регулирующих и регламентирующих финансовые отношения;

участие совместно с Минфином экономического развития и торговли (Минэкономразвития России) в разработке баланса финансовых ресурсов страны.

5. Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера. Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

6. Система Банка России - важным органом по реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Банк России осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

7. Счетная палата РФ - позволяет контролировать выполнение финансового законодательства и движение федеральных денежных средств. Она независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ.

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, то есть в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Таким образом, финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

В зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль, он делится на виды: государственный (общегосударственный и ведомственный); и негосударственный (внутрихозяйственный, общественный и независимый).

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти, а также органами представительной власти и исполнительной власти субъектов РФ.

Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» .

Негосударственный финансовый контроль осуществляется без непосредственного участия государства, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) контроль. Основной задачей негосударственного контроля является повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности финансовой отчетности.

Следовательно, бюджетный процесс - важнейшая составная часть бюджетного устройства страны. В Бюджетном кодексе РФ под ним понимается «регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением» .

Таким образом, в этой главе были изучены основные понятия финансов и финансовой системы, охарактеризованы ее основные звенья, рассмотрена нормативно-законодательная база. В следующей главе попытаемся проанализировать финансовую систему Российской Федерации.

Последние материалы сайта