Зачем нам нужна финансовая грамотность эссе. Эссе по финансовой грамотности

03.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Профориентация в начальной школе –
первый шаг к выбору профессии.

Логвина Е.В.,
зам.директора по УВР,
гимназия №6

« Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.

В Казахстане с 2015 года начнётся поэтапный переход к 12-летнему образованию. Особенностью концепции является введение предпрофильной подготовки на второй ступени образования.

Одна из важных задач школы – подготовить ученика к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Перед подрастающим поколением всегда стояла проблема профессионального выбора.

Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно.

В связи с этим подготовка ученика к выбору профессии должна начинаться уже в начальной школе. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор в старших классах и далее во взрослой жизни, уже в начальной школе его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т.е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Но проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Поэтому задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы познакомить учащихся с различными профессиями во внеурочной деятельности и внеклассной работе.

Вместе с учителями начальной школы нашей гимназии мы изучили опыт, как казахстанских коллег, так и опыт работы коллег из России, и разработали примерную программу по профориентационной работе в начальной школе, которую назвали "Мир профессий глазами детей".

Актуальность создания программы. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у них появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности.

Цель программы: разработка внеклассных занятий, наиболее эффективно формирующих у младших школьников интерес к миру профессий и уважение к людям труда.

Задачи программы.

Создать в гимназии специальную среду, позволяющую воспитывать уважительное отношение к людям всех профессий;

- C формировать у младших школьников представление о многообразии профессий в современном мире;

Обучить школьников через профессиональные пробы практическим навыкам по самообслуживанию в условиях дома, гимназии;

Разработать и обеспечить педагогическое сопровождение процесса профориентационной работы в начальной школе.

Ожидаемый результат. Программа « Мир профессий глазами детей» позволит выработать у школьников и их родителей понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.

Разделы программы:

1. Творческие конкурсы и проекты.

2. Внеклассные мероприятия.

3. Встречи с людьми разных профессий.

4. Экскурсии на производство.

Подготовка по профориентации в начальных классах направлена на расширение кругозора учащихся, формирование у детей ценностного отношения к труду.

Кладезью знакомства с миром профессий являются уроки познания мира при изучении тем: в 1 классе «Т руд человека». Во 2-м классе продолжается знакомство школьников с трудом окружающих людей, углубляется представления о разных профессиях - «Профессии наших родителей». В 3-м классе ученики продолжают знакомиться с трудом окружающих людей и их профессиями – « Учитель», «Фермерские хозяйства», «Профессиональные праздники», «Животноводство». В 4-х классах обобщаются и развиваются представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, воспитывается уважительное отношение к труду, к людям труда, расширяются и углубляются представления о различных профессиях – «Фермерское хозяйство», «Школа и производство». Таким образом, на протяжении 4-ёх лет обучения у младших школьников накапливается богатый запас о профессиях.

Большую помощь учителю в профориентационной работе оказывают уроки технологии. Данная учебная дисциплина базируется на уникальной психолого-педагогической основе - предметно-практической деятельности ребенка. Благодаря этому она обладает огромным развивающим потенциалом.

Организация и проведение внеклассных мероприятий всеми любимое направление профорентационной работы. Сюда мы можем отнести: классные часы, праздники, викторины, конкурсы, проекты.

С удовольствием учителя используют такое направление как организация экскурсий . Учителями и родительским комитетом были организованы экскурсии в библиотеку, в магазин, в медицинский кабинет, на почту, в музей, на швейное производство.

Интересны Беседы с приглашенными специалистами . Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут прийти и рассказать о своей профессии.

В каждом классе желательно оформить стенд профориентационной направленности под названием «Мир профессий». В этом уголке могут находиться книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.

Работая по данной программе всего год, я могу сказать с уверенностью, что обучение по программе позволяет создать условия для начала ознакомления детей с миром профессий, дает направление в правильном выборе учащимся будущей профессии. Результатом всей нашей годичной работы – явилась защита проектов учащимися 1-4-х классов. Тема проектов - «Профессия моих родителей». Ребята с большим удовольствием, с гордостью рассказывали о профессиях пап и мам: «Моя мама – бухгалтер», «Моя мама – учитель», «Профессия моего папы – защищать Родину» и др.

Участие в ученических проектах по профориентации дает возможность каждому школьнику провести исследования в интересующей его области. Выполняя практическую часть работы, учащиеся так же имеют возможность попробовать себя в выбранной профессии, провести первые профессиональные пробы. Благодаря проектам усиливается и их учебная мотивация.

Таким образом, проводя работу по профориентации в младших классах, мы создаём условия для воспитания у школьников сознательного отношения к труду, чувства долга при выборе профессии, любви и уважения к труду и людям труда, бережного отношения к общественной собственности, к природным богатствам и окружающей среде.

И в заключении хочу сказать: “Будущее принадлежит тем, кто свято верен своей мечте”.


Подписи к слайдам:

Профориентацияв начальной школе
Составила:Приходько Т.Ю. МОУ СОШ № 6, Г.Копейск
Основная идея: Профориентационная работа в начальной школе подготавливает «почву» для более осмысленного и осознанного профессионального выбора в среднем и старшем звене.
Цели: ознакомление учащихся с миром наиболее привлекательных для детей профессий (содержание, требования);создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.
Задачи:Проанализировать возрастные особенности младших школьников;С помощью методики «Кем быть?» (Н.С. Пряжников) определить круг профессий, наиболее актуальных для современных детей младшего школьного возраста;Подобрать формы и методы профориентационной работы во внеурочное время
Сроки выполнения проекта:Февраль-апрель, 2014 года.Участники проекта: Учащиеся 3А класса (30 человек)МОУ СОШ №6 г.Копейска
Содержание проекта:Профориентационная работа – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании ими вариантов продолжения обучения в профильных классах старшей школы и учреждениях профессионального образования. Ее главные направления: помощь школьнику в выборе направления и места дальнейшего обучения; повышение готовности детей к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.
Возрастные особенностиПовышенная чувствительность к внешним воздействиям;Ведущая деятельность – учебная;В учебе руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.
Возрастные особенности4. Недостаточно развита волевая сфера,мышление носит наглядно-действенный характер;5. Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых;6. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

Методика «Кем быть» (Н.С. Пряжников) Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

Результаты методики «Кем быть» (Н.С. Пряжников)

Формы и методы профориентационной работы в начальной школе во внеурочное времяИгры и упражнения;Конкурсы и конференции проектных работ;;Организация работы клубов и кружков;Оформление уголка по профориентации“В мире профессий”;Экскурсии
Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии Например: - «Угадай профессию по жестам», - «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», - «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией»
Игры и упражнения
Конкурсы и конференции проектных работ
Тематика: «Моя профессия - профессия будущего»; «Хочу быть…и буду»; «Защищаю профессию…»; «Быть мне…»;«Профессия моих родителей - моя профессия»;«Труд парикмахера» и др.
Конференция «Все профессии хороши, выбирай на вкус»
«Приглашаются люди разных профессий, которые рассказывают о своей профессии. Ученикам дается возможность задавать интересующие их вопросы о специфике той или иной профессий.Приглашаются люди не только предпочитаемых детьми профессий, но и тех, о которых дети мало знают либо вообще не знают.
Использование конструктора LEGO
Городские жители. DUPLOТематический набор, иллюстрирующий профессиональные принадлежности городских жителей. В наборе 20 фигурок людей, одетых в спец. одежду, свидетельствующую о профессии или роде деятельности персонажа.
Использование конструктора LEGO
Грузовой и пассажирский транспорт. LEGO
Большой базовый набор иллюстрирует способы грузовых и пассажирских перевозок. Огромное количество стандартных и специальных элементов позволит моделировать работу воздушного, наземного и водного транспорта
Использование конструктора LEGO
Железная дорога. DUPLO
Традиционно любимая всеми Железная дорога. В наборе - 2 товарных поезда, рельсы, пересечение железнодорожных путей, железнодорожный мост и переезд, а также фигурки машинистов и стандартные кирпичики для конструирования станции.
Пожарная станция. DUPLO
Тематический набор, иллюстрирующий работу пожарной команды. В наборе 129 элементов: две пожарные машины, вертолет, фигурки пожарных, а также элементы, имитирующие огонь и воду, и стандартные кирпичики для конструирования пожарной станции.
Полицейский участок. DUPLO
Тематический набор для конструирования и сюжетно-ролевой игры, позволяющий разыграть историю поимки преступников полицейскими.
Рабочие и служащие. LEGO
Более 30 миниатюрных ЛЕГО - человечков, представители различных коммунальных служб, содержит тематический набор для расширения знаний об общественно полезных профессиях.
Транспорт муниципальных служб. DUPLO
Тематический набор для конструирования содержит машины муниципальных служб, фигурки в униформе и дорожные знаки.
Организация работы клубов и кружков
Научно-техническая направленность Кружок авиамодельный, технического моделирования,радиоэлектроники, юных космонавтовЭколого-биологическая направленность Кружки юных цветоводов, зоологов, Клуб "Юный эколог"
Художественно-эстетическая направленность Кружок макраме, кулинарии, художественной вышивки, вязания и др.Музыкальное творчество:Фольклорный кружок, хоровой кружок и др.Социально-педагогическая направленность Кружок юных корреспондентов, Клуб «Юный пожарный», Клуб "Я выбираю профессию…"
Оформление уголка по профориентации“В мире профессий”
В этом уголке могут находиться книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией.В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.
Организация экскурсионной работы
Экскурсия на почту;Экскурсия в магазин;Экскурсия парикмахерскую;Экскурсия на предприятие;Экскурсия на фабрики (ОАО «ЧТЗ-Уралтрак, ОАО «Копейский машиностроительный завод», ОАО «Завод «Пластмасс», ОАО «Птицефабрика «Челябинская», МУП «Копейский хлебокомбинат», Группа компаний «Джемир», ООО Ламинат. Мебель. Комплект, Фабрика «УралЭкспрессФудс»)Экскурсия в библиотеку;Экскурсия в 36 ПЧ Копейского гарнизона пожарной охраны;
Эта книга поможет педагогам воспитать в детях живой интерес к миру разных профессий. Ее цель - через сказки, беседы, игры, вопросы и творческие задания о профессиях и мастерах привести детей к осознанию, что на земле нет ненужных профессий, что люди, вкладывающие всю душу в свой труд – Великие Мастера.Лопатина Александра, Скребцова Мария «Секреты мастерства»

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • Ознакомление учащихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий;
  • Созданий условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии;
  • Осознание учащимися ценности и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
  • Развитие у школьников профессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для профессионального самоопределения.

Так много разных профессий, и все они очень интересные... Так кем же стать? Какую профессию выбрать? Такой вопрос дети задают себе уже в начальных классах.

Все ли дети так колеблются при выборе профессии? И когда уже надо окончательно ориентироваться?

С этими раздумьями я решила провести небольшое исследование среди старших классов. Учащимся 10-11 классов раздали анкеты и попросили их ответить на следующие вопросы:

  1. Определился ли ты с выбором профессии?
  2. В каком возрасте ты сделал этот выбор?
  3. Кто повлиял на твой выбор?

И вот какую картину мы увидели. Из 32-х опрошенных учащихся 20 человек определились с выбором профессии, причем 13 из них сделали этот выбор еще в детстве, мечтали об этой профессии, целенаправленно шли к ней.

По мнению психологов, если человек сделал свой выбор год назад, то есть вероятность, что через год он опять может поменять свое мнение, а если человек определился с профессией достаточно давно, в раннем детстве, то это уже свидетельствует о его постоянстве. Увы, но результаты нашего анкетирования таковы:

  • Родители - 10%
  • Сам – 8%

Занятия в кружке, секции – 15%

  • Экскурсии – 10%
  • Учителя – 18%
  • Не знаю – 39%

С раннего детства лелеют свою мечту о будущей профессии лишь 6%, а 75% учеников сделали свой выбор год назад, полгода назад или всего месяц назад.

Результаты исследования подтолкнули меня к тому, что если профориентационную работу начинать с начальных классов, то детям в старшем звене будет намного легче выбрать свой жизненный путь, профессию на всю жизнь.

Я разработала примерное планирование занятий по профориентационной работе.

1 класс.

Сентябрь Экскурсия на школьный участок. Беседа “Труд людей осенью”.
Октябрь Экскурсия по городу.
Ноябрь Экскурсия на строительную площадку жилого дома. Встреча со строителями
Декабрь Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения.
Январь Экскурсия в школьный кабинет технологии.

Проведение беседы по материалам экскурсии.

Февраль Телеурок “На животноводческой ферме”.
Март Беседа “Уважение к людям труда” (рассказы родителей о своем труде).
Апрель Беседа. Телеурок “Весенние работы в саду, огороде, поле”.
Май Выставка рисунков “Все работы хороши!”

2 класс.

Сентябрь Беседа “Труд людей осенью”. Беседы о профессиях тракториста, шофера, комбайнера, овощевода.
Октябрь Лес. Работники лесничества.
Ноябрь Работа автоинспектора. Беседа “Будь внимателен на улице”.
Декабрь Знакомство с профессией портнихи.
Январь Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке.
Февраль Профессии наших пап.
Март Знакомство с профессиями наших мам.
Апрель Экскурсия в библиотеку. Беседа о характере работы библиотекаря.
Май “Защита профессий” внеклассное мероприятие.

3 класс.

Сентябрь Работа на пришкольном участке. Профессия цветовода.
Октябрь Беседы о профессиях каменщика, штукатура, маляра, плотника.
Ноябрь Экскурсия в школьную мастерскую. Профессии слесаря, токаря, шлифовщика.
Декабрь Телеурок “Будь осторожен с огнем”. Беседа о профессии пожарного.
Январь Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин.
Февраль Я – мастер. Сделай своими руками подарки папам.
Март Профессии наших мам. “Мамы всякие нужны, мамы всякие важны”.
Апрель Знакомство с профессией повара.
Май КВН “Мир профессий”.

4 класс.

Сентябрь Мир глазами астронома.
Октябрь Мир глазами географа.
Ноябрь Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повара.
Декабрь Экскурсия в медицинский пункт. Знакомство с профессиями здравоохранения.
Январь Мир глазами историка.
Февраль Профессия моих родителей (встречи, беседы).
Март Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира.
Апрель Телеурок “Весенние работы в саду, в поле, на огороде”.
Май Беседа “Чем я могу помочь дома”. Творческая работа “Все работы хороши - выбирай на вкус...”.

Подготовка по профориентации в начальных классах направлена на расширение кругозора учащихся, формирование у детей ценностного отношения к труду.

Необходимо начинать профориентационную работу с детьми с 1 класса.

Вот такая работа проводится по каждой профессии:

Первый шаг – разминка, где происходит знакомство с профессией:

  • что я знаю, об этой профессии;
  • что должны уметь люди, занимающиеся данной профессией;
  • какие учебные предметы помогают обрести эту профессию;
  • что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, книг и телепередач.

Второй шаг - экскурсия, иногда бывают виртуальные, после которой проводится анкетирование, на котором видно как меняются интересы детей. К концу 2 класса ребята начинают отдавать предпочтение именно той профессии, которая им нравится.

Третий шаг: дети выполняют творческие работы (рисунки о новых профессиях, мини-сочинения), проводятся игры, беседы с родителями, выпуск газет “Наши родители на работе”.

Четвёртый шаг: совместный труд родителей и детей на приусадебном участке, на пришкольном участке, в огороде. Происходит гармонизация отношений со старшим поколением, возможность участия ребенка в различных посильных делах по дому, хозяйству и формирования у него реалистического взгляда на необходимость и значимость труда для человека.

Профориентационную работу надо начинать с начальных классов, детям в старшем звене будет намного легче выбрать свой жизненный путь, профессию на всю жизнь.

Изучив и проанализировав данную проблему по профориентации в начальных классах, я пришла к следующим выводам:

  1. Профориентационная работа, начатая с 1 класса, выводит младших школьников на более высокий уровень развития.
  2. Разработанная мной система работы, решает проблему по профориентации.

Если профориентационная работа ведется с начальных классов, то к окончанию школы выпускник сможет сделать осознанный выбор своей будущей профессии.

IV. Библиография.

  1. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики.-М.:Педагогика, 1996.
  2. Гузеев В.Основа авторской технологии.- Народное образование. - №9, 1997.
  3. Основы педагогического мастерства / По ред. Зязюна И.Я. – М.: Педагогика, 1989.
  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Издательский дом “Багиров”, 1998.
  5. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. – Газета “Школьный психолог” №10, 21, 28, 2004.
  6. Родионов В.А. Практическая психология в школе. – Ярославль, Академия Развития, Академия Холдинг, 2003.
  7. Крамов В. Коротко о профессиях. - Издательство “Молодая гвардия”, 1996.
  8. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: “Просвещение.” 1994.
  9. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.-М.: Владос Пресс. 2003.
  10. Черткова Н.А. Сколько профессий, столько дорог.М.: “Книга”.1993.
  11. Белянкова Н. Профориентационная работа.- Журнал “Воспитание школьников”.№6, 2004.

Жизнь не стоит на месте: развивается современное производство, появляются новые технологии, новые профессии, новый подход к жизни. Именно поэтому, в течение последних лет я работаю более активно над темой “Профориентационная работа в начальной школе”. Эта проблема на сегодняшний день в педагогике, как вы понимаете, очень актуальна.

Актуальность проблемы я вижу, прежде всего,

– в мотивации, выполняющей функцию ее регулирования и поддержки

– в формировании у младшего школьника отношения к себе, как к субъекту будущей профессиональной деятельности.

В чем же заключается научность и практичность моей работы:

– нацеливание на определенную профессию

– обучение навыкам самооценки

– развитие эмоционального компонента психологической готовности.

Мы в школе идем в ногу со временем и наша задача педагогов давать не только знания, а мы учим детей жить не завтра, а жить здесь и сейчас. С раннего возраста мы работаем над формированием у ребенка отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. И именно возраст младшего школьника наиболее благоприятен для такого формирования.

Цель моей работы:

  • развивать познавательные способности учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий;
  • формировать учебно-воспитательные мотивы;
  • дать возможность им испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации;
  • формировать целостные знания, потребности в творческой деятельности;
  • развивать интеллектуальные и творческие возможности.

Отсюда и вытекают основные задачи профессиональной ориентации в начальной школе:

  • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
  • формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
  • воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда;
  • понимание роли труда в жизни человека;
  • развитие интереса к различным профессиям.

Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Возраст младшего школьника наиболее благоприятен для формирования отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, но работа по профориентации должна быть построена так, чтобы ребенку было интересно. А что интересно младшему школьнику? Это игра.

Поэтому знакомство с профессиями я провожу в форме ролевой игры и не только на классных часах, семейных праздниках, экскурсиях, но и на всех уроках. Тщательно продумываю эту деятельность во время подготовки воспитательных и тематических планов на предстоящий учебный год. На каждом занятии рассматривается определенная профессия, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности, применительно к рассматриваемой профессии.

На уроках математики, чтения, окружающего мира использую ролевые игры, направленные на решение обучающих и воспитательных задач. Это – игры: “Магазин”, “Библиотека”, “Экскурсовод” и другие. Игровые упражнения не только способствуют усвоению знаний, но и активизируют познавательные процессы, стимулируют самостоятельность и самоконтроль.

Не секрет, что гораздо приятнее жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. На уроках развития речи я провожу игру– сочинение “Начинающий журналист”. Ученик выступает в роли журналиста, берет интервью у родителей, соседей, обрабатывает информацию и пишет сочинение.

На уроке окружающего мира в ходе практической работы дети сажали цветы. Тогда я впервые заговорила о профессии флориста.

Неожиданностью для меня стало то, что эта профессия заинтересовала не только девочек, но и мальчиков.

Самостоятельно из дополнительных источников ребята узнали много интересного об этой профессии.

На уроках технологии очень важно, чтобы ребенок захотел создать что-то свое, неповторимое, непохожее на тот образец, что зачастую предлагаем мы учителя. Поэтому, знакомясь с техникой бумажной пластики при выполнении панно “Морские животные”, ребята осваивают массу приемов работы с бумагой: складывание, гофрирование, просекание, скручивание.

Дети учатся создавать объемные фигуры, что сделать не так то и легко. Я, в свою очередь, стараюсь дать представление о том, в какой профессии могут пригодиться подобные умения. Например, при рассмотрении профессии “архитектор” уделяется внимание развитию способностей, связанных с наблюдательностью, глазомером, пространственно-образным, творческим мышлением.

Живой интерес и творческий подход к такому виду трудовой деятельности позволяет мне сделать вывод, что такие профессии, как дизайнер, модельер, архитектор интересуют ребят уже сейчас, а некоторые из них даже видят себя в этих профессиях.

В процессе работы обучающиеся делятся энциклопедическими знаниями о морских обитателях, что для меня очень ценно. Это тоже профессия ученого . Дети учатся постигать азы исследовательской работы, интеллектуального труда.

Такие уроки творчества пробуждают интерес к той или иной области трудовой деятельности. А чтобы дети имели возможность выбора, что и как творить на уроке, я постаралась максимально заинтересовать их и дать возможность проявлению творческого воображения и самостоятельности каждого из них, и тогда профориентационная работа выходит за рамки урока.

Традиционными стали встречи с представителями различных профессий нашего города.

Так, в 1-м классе мы пригласили сотрудника лесничего хозяйства.

Ученики сами подготовили материал по этой теме, приводили много примеров из жизни своих питомцев.

Во время экскурсии в аэропорт мы познакомились с профессиями пилот и стюардесса.

И трое из ребят решили связать свою жизнь с небом.

Встреча с почетным гражданином нашего города Фаритом Газизуллиным никого из ребят не оставила равнодушным. Выдающаяся личность– геолог, художник, музыкант.

Он познакомил нас с основной своей профессией – профессией геолога и дети открыли для себя увлекательную науку – геологию.

Его рассказ включал в себя наглядный материал: фотографии, рисунки, картины, видеосюжеты с мест экспедиций. Важны и такие моменты, как:

  • история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.);
  • содержание труда;
  • профессионально важные качества;
  • ограничения при работе по этой профессии;
  • интересные случаи.

Анкетирование обучающихся показывает, что при такой системе работы интерес к новым профессиям из года в год растет, ведь увлекательных профессий великое множество. Кроме того, дети приобретают навыки самооценки и самореализации, что развивает эмоциональный компонент их психологической готовности к профессиональному самоопределению.

Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что для выбора профессии необходимо :

  • желание учиться,
  • договор с самим собой,
  • экспертиза профессий и своих особенностей,
  • эмоциональное желание,
  • прагматизм.

И в заключении хочу сказать: “Будущее принадлежит тем, кто свято верен своей мечте”.

Тема 1. Личный финансовый план – О сколько нам открытий чудных..!!

Субботин Иван Александрович

МКОУ «Субботинская СОШ» Солнцевского района Курской области, 9 класс

Руководитель: Леонидова Инна Николаевна

План

1. Введение

2.Основная часть

3.Заключение

4.Список литературы

    Введение

«Отыщи всему начало и ты многое поймешь»

К.Прутков

Эпиграф соответствует теме эссе. Я выбрал тему эссе «Личный финансовый план» потому, что – это начало всех начал, первый шаг на пути к финансовой грамотности. Сегодня я школьник и все финансовые вопросы решают родители, а завтра - студент, самостоятельный человек и мне самому придется заниматься финансами. Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается тривиальным вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами?

Я впервые серьезно задумался над тем, как повысить финансовую грамотность. Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить - что поможет стать богаче и счастливее?

Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег: «Лучше полезть в карман за словом, чем за деньгами» (В. Брынцалов), «Деньги должны оборачиваться. Чем быстрее тратишь, тем быстрее получаешь» (П. Капица). « Деньгами надо управлять, а не служить им».

Проще всего получить желаемую вещь - попросить родителей купить ее. Но этот способ работает не всегда: родители могут и отказать. Можно попробовать купить самому. Обычно у меня есть карманные деньги, часть из которых уходит на обеды или дорогу, а часть незаметно расходится на мороженое, кино, чипсы, газировку. Как взять расходы под контроль и накопить на мечту? Нужно составить личный финансовый план.

2.Основная часть

Термин finansia возник в XIII-XV вв. переводится с латинского как наличные средства, доход. В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы - это деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы - это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты.

Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте. Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому, что «копейка рубль бережет ». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому, что «деньги должны работать ».

И у того, и у другого подхода к распоряжению деньгами есть свои плюсы и минусы.

Что лучше - копить или тратить?

Я думаю, что каждую из этих моделей поведения можно назвать выгодной, если учесть следующие факторы:

1. Что дает накопление?

Накопление обеспечивает возможность остаться при деньгах в случае возникновения непредвиденной ситуации .

Например, в случае поломки бытовой техники, болезни или иных неожиданных расходов вы всегда будете иметь в своем распоряжении нужную сумму денег;

Накопление дает возможность приобретать вещи или услуги, не прибегая к помощи займов и кредитов, - а значит, позволяет экономить значительную сумму денег, которая идет на выплату процентов по кредиту;

Накопление дает возможность делать значительные приобретения .

Если вы не в состоянии с месячной зарплаты купить новый телефон, то откладывание определенной суммы денег определенно даст вам эту возможность;

Помимо финансовой накопление обеспечивает психологическую защищенность, создает своеобразную «подушку безопасности». («Про запас» еще называют финансовой «подушкой безопасности» - резервный фонд, который поможет пережить кризисные времена).

Человек, который регулярно откладывает деньги, не беспокоится о том, удастся ли протянуть до следующей зарплаты, как выжить в случае увольнения или других непредвидимых ситуациях.

2. Что дает свободное распоряжение деньгами?

- подход к деньгам «сколько есть, столько и трачу» дает возможность регулярно чувствовать «вкус жизни», ощущать праздник, не чувствовать себя ущемленным и вынужденным откладывать;

Свободное распоряжение деньгами создает определенный психологический настрой - «у меня все хорошо, у меня есть деньги, и я могу их тратить».

Человек, который излучает позитивный настрой, получает в ответ позитив. В то же время откладывание денег «на черный день» зачастую чревато тем, что «черный день» действительно наступает;

- свободное обращение с деньгами позволяет деньгам «работать» и притягивать другие деньги. Трата денег освобождает пространство для прихода новых денег .

Что же подходит именно моей семье? Скорее всего-накопление.

Считается, что откладывать нужно не менее 10% месячного дохода.

Если у вас на полке скопилось больше денег, чем вы позволяете себе тратить, разрешайте себе тратить.

Тратьте на то, что вам действительно нужно. Замечайте свои потребности и позволяйте себе их реализовывать. Ведь жизнь происходит именно сейчас. Важно не просто осваивать тот или иной способ, но и понимать, зачем вы его выбираете. Что он может вам дать? Чего сейчас вам не хватает, чтобы распоряжаться деньгами наиболее эффективно?

Иногда стоит просто выбрать золотую середину, уравновесить потребность тратить и желание обезопасить себя.

Что же такое финансовый план? Обратимся к В.В. Чумаченко, А.П. Горяев УМК «Основы финансовой грамотности».

Финансовый план (личный финансовый план) – это разработанный для конкретного человека (семьи) план действий по реализации финансовых целей (получение образования, покупка недвижимости, поездка заграницу), включая подбор различных инвестиционных, страховых, пенсионных, кредитных продуктов.

Кому нужен личный финансовый план?

Всем, кто стремится увеличить свои доходы, как за счет увеличения стоимости активо в , так и за счет снижения различных статей расходов, а также имеет долгосрочные финансовые цели (например, личные пенсионные накопления).

Зачем нужен ЛФП?

Для структурирования данных о величине получаемых доходов, а также для мониторинга регулярных расходов с целью исключения спонтанных покупок и растрат и повышения финансовой дисциплины.

Итак, я принял решение, что финансовый план мне необходим. С чего же начать?

1.Определение цели . Цели могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными, в идеале при составлении плана нужно учитывать и те и другие. Не важные, важные и очень важные или глобальные. Помимо этого цели должны быть конкретными и лучше выраженные в денежном эквиваленте.

Не нужно желать себе того, чего вы вряд ли достигнете. Лучше сосредоточиться на более реальных вещах. Конечно, цель может быть слегка завышена. Так у вас будет стимул искать дополнительные возможности, чтобы осуществить свою мечту.

Пример из жизни.

Моя семья – мама, папа, я и мой брат 10-классник. Родители планируют, что я после окончания школы поступлю в престижный ВУЗ. А это значит высокую цену за образование. Со своими текущими доходами родители осознают, что не смогут обеспечить задуманное. Следовательно, осуществлять накопления нужно уже сейчас. Составление личного бюджета семьи первый шаг в этом направлении.

2.Оценка текущей финансовой ситуации . Знаете ли вы, сколько тратите денег в месяц, на что их тратите и помните ли, куда потратили деньги, которые были у вас в кармане (на карте) на прошлой неделе. Если Вы не можете ответить конкретно на эти вопросы, значит, вы абсолютно не контролируете движение своих финансовых средств, и очередная незапланированная покупка может привести вас к ситуации, когда в кармане окажется пусто, а зарплата была неделю назад.

Что же делать?

Чтобы узнать, как расходуется ваш бюджет, нужно вести учет доходов и расходов в письменном виде, не в голове, а именно на бумаге.

Теоретически все понятно. Попробую применить полученные знания на практике.

Предварительный бюджет моей семьи.

Доходы семьи: зарплата папы - 26000 руб., мамы- 14000руб. Всего: 40000 руб.

Расходы семьи: коммунальные услуги - 4000руб., питание- 12000 руб., покупка одежды- 6000руб., транспортные расходы- 6000руб, покупка лекарств –3000руб., интернет- 1000руб. Всего: 32000руб. Родители определили для себя долгосрочную цель, связанную с получением образования: в течение 2,5лет накопить 150000 руб. на мое обучение в ВУЗе. Остаток составил 8000рублей. Возможные пути размещения денежного остатка: размещение в банке под процент (депозит), или хранение сбережений дома.

С экономической точки зрения первый вариант предпочтительнее, но с учётом того, что низкая ставка по вкладу в отделении Сбербанка, хранить сбережения родители будут дома. Цель будет достигнута, если зарплата и стоимость обучения за эти годы будет стабильной.

Я тоже определил для себя финансовую цель. Попробую составить свой личный финансовый план.

Итак, сейчас я учусь в 9 классе. Через 2,5 года я окончу школу и буду поступать в ВУЗ. К этому времени я хочу накопить 50тыс. руб., чтобы купить себе ноутбук и хороший сотовый телефон. Они мне пригодятся для моей учебной деятельности. Как я смогу это сделать? На карманные расходы родители ежемесячно дают мне 2000рублей. Если я буду тратить по 1000руб. в месяц, то накоплю за 2,5 года: 2,5 *12 = 30000(руб.). А если еще прибавить к этому деньги подаренные родителями, бабушкой и родственниками на мое день рождение - 30000руб. Общая сумма составит 60000руб. Все отлично, если не будет инфляции! Значит, с 1 января 2019 года начну

копить деньги на свою «мечту». Оставшуюся сумму-10000руб. поделю таким образом, чтобы часть ее шла на «подушку безопасности», а часть - на приятные расходы. Вот это и есть мой личный финансовый план.

Иметь отложенные деньги полезно, так как это сберегает душевное равновесие и позволяет экономить и приобретать.

Иметь деньги, которые вы можете свободно тратить на свои личные нужды (спорт, кино, театры, одежду, каток, и т. д), не менее важно.

Вчера в телевизионной передаче «Отражение» рассматривался вопрос о повышении заработной платы бюджетникам. По опросу населения оказалось у многих граждан зарплата составляет 12000руб? Как можно прожить на эту сумму? Может найти дополнительный заработок, если это возможно? Ситуация, конечно сложная. Можно ли назвать этих людей безграмотными в финансовых вопросах или здесь что-то другое?

В Интернете я нашел 12 полезных советов управления деньгами для ребенка. Я уверен, что эти советы пригодятся и взрослому человеку.

1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.

3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.

6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому- же, за меньшие деньги.

7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.

8.Купите игру Монополия (или аналог) и регулярно играйте в неё, это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

10. Старайтесь не «брать взаймы». Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.

6. Журналы «Финансы», «Финансовый директор»

Последние материалы сайта