Муниципальные ценные бумаги их характеристика. Государственные и муниципальные ценные бумаги

30.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономика муниципального хозяйства»

Муниципальные ценные бумаги


Введение

1. Определение, классификация и виды ценных бумаг

2. Основные характеристики и формы заимствования

3. Муниципальные ценные бумаги

4. Участники рынка ценных бумаг

Заключение

Список литературы


Введение

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. К ним, прежде всего, следует отнести ценные бумаги, приобретающие массовый и стандартизированный характер, которые обуславливают определенные финансовые права и обязанности.

Ценные бумаги существуют как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему организацией и правилами работы на нем. Однако товары, продаваемые на рынке ценных бумаг, являются товаром особого рода, поскольку ценные бумаги - это лишь титул собственности, документы, дающие право на доход, но не реальный капитал. Обособление рынка ценных бумаг определяется именно этим их качеством, и рынок характеризуется по большей части свободной и легко доступной передачей ценных бумаг одним владельцем другому.

Накопление денежного капитала играет важную роль в рыночной экономике. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на части, которые вновь направляются в производство, и ту часть, которая временно высвобождается. Последняя, как правило, и представляет собой сводные денежные средства предприятий и корпораций, аккумулируемые на рынке ссудных капиталов кредитно-финансовыми институтами и рынком ценных бумаг.

Возникновение и обращение капитала, представленного в ценных бумагах, тесно связанно с функционированием рынка реальных активов, т.е. рынка, на котором происходит купля-продажа материальных ресурсов. С появлением ценных бумаг (фондовых активов) происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой - его отражение в ценных бумагах.

Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом, фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.

Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является, прежде всего, обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу.

Данная работа является актуальной потому, что ценные бумаги играют огромную роль в инвестиционном процессе. С их помощью денежные сбережения физических и юридических лиц превращаются в реальные материальные объекты, оборудование и технологию.

При написании своей курсовой работы я использовал действующее законодательство: Конституция (Основной Закон) РФ, Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями на 18 июля 2005 года), законы и постановления органов законодательной власти, а также другие подзаконные акты и правовые нормы, связанные с рынком ценных бумаг.

Задачами данной курсовой работы является рассмотрение современного рынка ценных бумаг, дача чётких определений касающихся этой темы и рассмотрению тенденций на современном рынке ценных бумаг.


1. Определение, классификация и виды ценных бумаг

В Гражданском кодексе Российской Федерации дается следующее определение ценных бумаг: ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги удостоверяемые ею права переходят в совокупности. Утрата ценной бумаги лишает возможности реализовать выраженное в ней право.

К ценным бумагам ГК РФ относит: государственные облигации, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. Действующее законодательство не дает закрытого перечня ценных бумаг, обращающихся на российском рынке.

В число ценных бумаг входят разнотипные документы, соответствующие ресурсам, права на которые они выражают. Для раскрытия экономической сущности ценных бумаг необходимо рассмотреть дополнительные качества, без которых документ не может претендовать на статус ценной бумаги.

Во-первых, ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие имущественное право в форме титула собственности или имущественное право как отношение займа владельца документа к лицу, его выпустившему.

Во-вторых, ценные бумаги выступают в качестве документов, свидетельствующих об инвестировании средств. Они играют главную роль как высшая форма инвестиций, даже при отсутствии денежного дохода он все-таки существует в виде каких-либо преимуществ, льгот или иной материальной выгоды.

В-третьих, ценные бумаги – это документы, в которых отражаются требования к реальным активам (акциям, чекам и др.) и к самим ценным бумагам.

В-четвертых, важным моментом для понимания экономической сущности ценных бумаг является то обстоятельство, что они приносят доход. Это делает их капиталом для их владельца. Однако такой капитал существенно отличается от действительного капитала: он не функционирует в процессе производства.

Ценные бумаги муниципальные – в РФ облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления. Муниципальные облигации выпускаются исключительно в целях реализации программ проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Выпуск облигаций обеспечивается имуществом и средствами местного самоуправления. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местной бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% суммы расходной части местного бюджета.

Существуют десятки разновидностей ценных бумаг. Они отличаются закрепленными в них правами и обязательствами инвестора (покупателя ЦБ) и эмитента (того, кто выпускает ЦБ).

Классификация ценных бумаг

Ценные бумаги можно классифицировать по следующим признакам:

· срок существования: срочные (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и отзывные) и бессрочные;

· форма существования: бумажная (документарная) или безбумажная (бездокументарная);

· порядок фиксации владельца: именные или предъявительские;

· форма обращения (порядок передачи): передаваемые

· по соглашению сторон (путем вручения, путем цессии) или ордерные (передаваемые путем приказа владельца - индоссамента);

· форма выпуска: эмиссионные или неэмиссионные;

· регистрируемость: регистрируемые (государственная регистрация или регистрация ЦБ РФ) и нерегистрируемые;

· национальная принадлежность: российские или иностранные;

· вид эмитента: государственный (федеральный или муниципальный) и негосударственный (корпоративный или частный);

· обращаемость: рыночные или нерыночные;

· цели использования: инвестиционные (цель - получение дохода) или неинвестиционные (обслуживают оборот на товарных рынках);

· уровень риска: безрисковые или рисковые (низкорисковые, среднерисковые или высокорисковые);

· наличие начисляемого дохода: бездоходные или доходные (процентные, дивидендные, дисконтные);

· номинал: постоянный или переменный

Виды ценных бумаг в российском законодательстве

К ценным бумагам статья 143 Гражданского Кодекса РФ относит:

Государственные облигации

Облигации

Векселя

Депозитные и сберегательные сертификаты

Банковские сберегательные книжки на предъявителя

Коносаменты

Приватизационные ценные бумаги

Другие документы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг.

В статье 912 второй части ГК РФ вводятся еще четыре вида ценных бумаг:

Двойное складское свидетельство;

Складское свидетельство как часть двойного свидетельства;

Залоговое свидетельство (варрант) как часть двойного свидетельства;

Простое складское свидетельство.

Пятнадцатый вид российской ценной бумаги дается в Федеральном законе «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. № 102-03 - закладная.

2. Основные характеристики и формы заимствования

Гражданский кодекс РФ в ст. 142 определяет, что ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении.

Облигация (лат. obligatio - обязательство) - ценная эмиссионная долговая бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.

Облигации служат дополнительным источником средства для эмитента. Часто их выпуск носит целевой характер - для финансирования конкретных программ или объектов, доход от которых в дальнейшем служит источником для выплаты дохода по облигациям.

Экономическая суть облигаций очень похожа на кредитование, но не требует оформления залога и упрощает процедуру перехода права требования к новому кредитору.

Обычно доход по облигациям выше, чем доход при размещении аналогичных средств в форме банковского депозита.

Вексель (от нем. Wechsel) - строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму. Вексель может быть ордерным (на предъявителя) или именным. В обоих случаях передача прав по векселю происходит путём совершения специальной надписи - индоссамента, хотя для передачи ордерного векселя индоссамент не обязателен. Это существенно отличает вексель от передачи прав требования по цессии. Индоссамент может быть бланковым (без указания лица, которому передан вексель) или именным (с указанием лица, которому должно быть произведено исполнение). Лицо, передавшее вексель посредством индоссамента, несёт ответственность перед последующими векселедержателями наравне с векселедателем.

Чек (фр. chиque, англ. cheque) - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для предъявления его к оплате.

Коносаме́нт (англ. bill of lading, B/L, BOL)- документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар.

Коносамент выполняет одновременно несколько функций:

расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза; товарно-транспортная накладная; подтверждение договора перевозки груза; товарораспорядительный документ

Может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта.

Депозитные и сберегательные сертификаты.

Депозитный сертификат - это именная ценная бумага, удостоверяющая сумму депозита, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы депозита и обусловленных в сертификате процентов.

Сберегательный сертификат - ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк физическим лицом, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале банка.

Сберегательные сертификаты выпускаются в валюте Российской Федерации. Сертификаты могут быть именными или на предъявителя. Выплата процентов по сертификатам осуществляется одновременно с погашением ценной бумаги.

Закладная - это именная ценная бумага, которая удостоверяет право ее законного владельца на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, а также право залога на имущество, обремененное ипотекой. Кроме того, наличие закладной, выданной в установленном законом порядке, подтверждает права ее законного владельца без предоставления других доказательств существования этого обязательства.

Закладная - это новое правовое явление для ипотечных правоотношений и для института обеспечения исполнения обязательств. В настоящее время существует незначительное количество нормативных правовых актов, регулирующих данное правовое явление. Основные нормы, посвященные закладной, содержатся в главе III Закона об ипотеке.

А́кция (нем. Aktie, от лат. actio - действие, претензия) - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Официальное юридическое определение акции дается в ФЗ «о рынке ценных бумаг»: акция – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

В Юридическом определении акции упор делается только на то, что она есть частица уставного капитала АО. Но в качестве ценной бумаги акция – это самостоятельная рыночная форма, в которой капитал АО обращается на рынке.

Основные характеристики акции . Акция есть самостоятельный юридический вид ценной бумаги, которому свойственны следующие конкретные характеристики: бессрочность, эмиссионность, бездокументарность, именная принадлежность.

Права акции или права акционера. Владелец акции располагает комплексом неотъемлемых прав, которые установлены законом:

Право на дивиденд, право на управление, право на часть имущества, право свободного распоряжения, право на преимущественное приобретение новых эмиссий, право на информацию, видовые (категорийные) права, обусловленные права.

Распределение российских видов ценных бумаг по основным характеристикам представлено в следующей таблице:

Характеристики российских ценных бумаг.

Вид эмитента Корпорация Любой Любой Любой Корпорация(банк) Корпорация Любой Корпорация Корпорация Корпорация
Наличие номинала Номинированная Номинированная Номинированная Номинированная Номинированная Номинированная Номинированная Неноминированная Номинированная Неноминированная
Наличие дохода Доходная Доходная Доходная/ бездоходная Бездоходная Доходная Бездоходная Доходная Доходная Бездоходная Доходная
Форма выпуска Эмиссионная Эмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионная Эмиссионная Неэмиссионная
Форма вложения Долевая Долговая Долговая Долговая Долговая Долговая Долговая Доверительная Долговая Доверительная
Форма владения Именная Любая Любая Любая Любая Любая Именная Именная Именная Именная
Форма существова-ния Бездокументарная Любая Документарная Документарная Документарная Документарная Документарная Бездокументарная Бездокументарная Бездокументарная
Срок существова-ния Бессрочная Срочная Срочная Срочная Срочная Срочная Срочная Срочная Срочная/ бессрочная Срочная
Вид ценной бумаги Акция Облигация Вексель Чек Банковский сертификат Коносамент Закладная Инвестиционный пай Опцион эмитента Ипотечный сертификат участия

3. Муниципальные ценные бумаги

Муниципальная облигация

С юридической точки зрения государственная облигация и муниципальная облигация, или облигация, выпущенная муниципальным органом власти, ничем не отличается.

Выпуск государственных облигаций осуществляется на основе ФЗ от29.07.1998г. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Эмиссия государственных облигаций обычно осуществляется Министерством финансов РФ или государственными органами, уполномоченными на это субъектами РФ и муниципальными органами управления.

Основными покупателями муниципальных облигаций в зависимости от их вида являются: банки, пенсионные и страховые компании, инвестиционные фонды, население.

Муниципальные облигации обращаются на биржевом или внебиржевом рынках, наряду с ценными бумагами корпоративных эмитентов. Российский биржевой рынок государственных облигаций организован на базе Московской межбанковской валютной биржи. Государственные облигации часто занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля в разных странах доходит до 50%.

В отличие корпоративных облигаций, принесенные которыми денежные средства используются для извлечения прибыли (чистого дохода), выпуск государственных облигаций преследует совершенно иные цели, в частности:

Покрытие дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение;

Привлечение внебюджетных средств для финансирования тех или иных целевых государственных программ в области строительства жилья, дорог;

Государственное регулирование количества денег в обращении, снижение инфляции и другие направления воздействия на экономику страны.

Особенности и недостатки муниципальных ценных бумаг

Особенности муниципальных ценных бумаг

1) рынок муниципальных ценных бумаг до последнего времени бурно развивается - при нынешних темпах роста объем его займов будет сопоставим с суммой федеральных займов;

2) облигациям субъектов федерации придан статус государственных ценных бумаг - льготы по налогам, в некоторых случаях - льготы по местным налогам;

3) могут быть неденежные формы погашения - землей, жильем, акциями - это более привлекательно;

4) довольны надёжны - обеспечиваются активами местных администраций и акциями приватизированных предприятий и объектами недвижимости.

Недостатки муниципальных ценных бумаг:

1. Менее надежны, чем федеральные - федеральные обязательства могут быть покрыты за счет денежной эмиссии, муниципальные - нет. Рост дефицита местного бюджета может ввести власти в соблазн построить «облигационную пирамиду» со всеми вытекающими последствиями, поэтому в БК введены ограничения.

2. Политический риск выше - при изменениях нормативной базы федеральные власти учтут интересы федеральных эмитентов, но спокойно игнорируют муниципальные.

3. Из-за непроработанности законодательства ответственность местных администраций по эмитируемым ими облигациям никак не регламентирована.

Портфель ценных бумаг

На состояние финансового рынка непосредственно влияют перспективы государственного бюджета. Выпуск государственных ценных бумаг для покрытия дефицита бюджета автоматически ведет к вытеснению с финансового рынка частных заемщиков и ухудшает условия размещения и торговли их ценными бумагами.

При покупке ценных бумаг во внимание принимаются прежде всего два вида критерия:

1) доходность ценной бумаги;

2) степень риска, т.е. безопасность, надежность и стабильность получения дохода.

Наиболее доходны акции (обычные) быстро растущих компаний из передовых отраслей. Наиболее безопасны (т.е. степень риска минимальна) - государственные облигации.

На фондовом рынке действует общий принцип: чем более высокий потенциальный риск несет ценная бумага, тем более высокий потенциальный доход она должна иметь, и, наоборот, чем вернее доход, тем ниже ставка дохода.

Так как ни одна ценная бумага не обладает одновременно и максимальной доходностью и максимальной безопасностью, то компромисс достигается путем диверсификации портфеля ценных бумаг, т.е. путем приобретения определенного числа ценных бумаг.

Портфель инвестора (портфель ценных бумаг) - набор ценных бумаг инвестора. Диверсификация портфеля ценных бумаг - включение в портфель инвестора разных видов ценных бумаг широкого круга отраслей, не связанных между собой, чтобы избежать синхронности циклических колебаний их деловой активности. Диверсификация уменьшает риск за счет того, что возможные невысокие доходы по одним ценным бумагам будут компенсироваться высокими доходами по другим ценным бумагам. Минимизация риска достигается за счет включения в портфель ценных бумаг широкого круга отраслей, не связанных тесно между собой, чтобы избежать синхронность циклических колебаний их деловой активности.

Лауреат Нобелевской премии за пионерные работы в области теории финансовой экономики 1990 г. среди экономистов - американец Гарри Маркович доказал, что оптимальный уровень диверсификации - 8-20 ценных бумаг различных отраслей.

4. Участники рынка ценных бумаг

В широком понимании к участникам рынка ценных бумаг относятся его непосредственные участники, а также государственные и общественные органы его регулирования и контроля. Непосредственные участники рынка ценных бумаг подразделяются на: межрыночные и внутрирыночные.

Межрыночные участники – это лица, которые принимают участие в работе и обслуживают работу сразу нескольких рынков, включая и рынок ценных бумаг. К таким лицам обычно относятся различные группы инвесторов, которые одновременно вкладывают свои средства не только в ценные бумаги, но и в другие капитальные (доходные) активы, например валюта, недвижимость и т.п. К межрыночным участникам также относятся информационные, консультационные, рейтинговые агенства и другие профессионалы, оказывающие необходимые услуги участникам сразу многих рынков.

Внутрирыночные участники – это лица, которые работают в основном или исключительно на рынке ценных бумаг. Их принято делить на профессиональных и непрофессиональных участников рынка.

Непрофессиональные участники рынка – это эмитенты и любые инвесторы, работающие на рынке ценных бумаг. К ним относятся те, которые разместили большую часть своих капиталов среди ценных бумаг, так и те, которые вложили лишь небольшую долю своих средств в ценные бумаги.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг – это лица, которые осуществляют профессиональные виды деятельности на данном рынке. Профессиональные участники имеют право работать на данном рынке только при наличии специальной лицензии на осуществление определенного вида профессиональных услуг. Профессиональные учасники условно подразделяются на профессиональных торговцев и организации инфраструктуры.

Профессиональные торговцы оказывают услуги по заключении. Сделок купли-продажи на рынке ценных бумаг. Это брокеры, дилеры и управляющие компании.

Организации инфраструктуры – это те участники, которые обслуживают процесс заключения и исполнения рыночных сделок с ценными бумагами или вообще обслуживают любые процессы смены собственности на ценные бумаги. К ним относятся фондовые биржи, регистраторы, депозитарии и клиринговые (расчетные) центры.

Предварительное краткое понимание существа деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг состоит в следующем:

· Брокеры – это организации, которые заключают сделки по купле-продаже ценных бумаг для своих клиентов за счет самих клиентов.

· Дилеры – это организации, которые продают и покупают ценные бумаги от своего имени и за свой счет на основе объявленных ими цен.

· Управляющие компании – это организации, осуществляющие доверительное управление ценными бумагами и вкладываемых в них денежных средств клиентов.

· Регистраторы – это организации, задачей которых является ведение списков (реестров) владельцев ценных бумаг.

· Депозитарии – это организации, которые должны осуществлять хранение и/или учет ценных бумаг участников рынка.

· Клиринговые организации – это организации, осуществляющие расчетное обслуживание участников рынка ценных бумаг.

· Организаторы рынка, в том числе фондовая биржа, - это организации, которые способствуют заключению сделок на рынке ценных бумаг.

Таким образом, всего на российском рынке ценных бумаг имеется семь видов профессиональной деятельности, но число самих профессиональных участников рынка измеряется сотнями организаций. Профессиональные участники рынка обеспечивают его бесперебойное функционирование и процесс его дальнейшего совершенствования и развития.

муниципальная ценная бумагаоблигация

Заключение

Несмотря на большие трудности - законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России. По мнению экспертов, российский рынок ценных бумаг должен развиваться в следующих направлениях:

Развитой рынок ценных бумаг обычно имеет доступ к фондам, формируемым различными типами институциональных инвесторов. Рынок ценных бумаг может расти, если такие институты будут созданы.

Консультационные и управленческие услуги, способствующие государственным капиталовложениям в инвестиционные фонды, страхование вкладов и других видов сбережений требуют соответствующей законодательной, регламентационной, образовательной и технической поддержки.

Законодательство о фирмах должно гарантировать, что правление акционерных предприятий защищает интересы широкого круга инвесторов. Это предполагает определение обязанностей руководителей и установление контроля для предотвращения разного рода махинаций.

Особой проблемой для государства остается защита интересов вкладчиков негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. Для ее решения органы, регулирующие деятельность этих финансовых институтов, должны разработать нормативы обязательных инвестиций и наиболее ликвидные и надежные ценные бумаги.

С помощью вышеперечисленных пунктов и разумных действий правительства российский рынок ценных бумаг сможет вплотную приблизиться к мировым стандартам.

Из рассмотренного материала можно сделать вывод, что российский рынок ценных бумаг развивается более или менее динамично. Искушенные западные профессионалы высоко оценивают потенциал российского рынка, и я надеюсь, что политическая и экономическая стабильность позволит России в ближайшем будущем стать одним из крупнейших финансовых центров мира.

Ценные бумаги играют огромную роль в инвестиционном процессе. С их помощью денежные сбережения физических лиц превращаются в реальные материальные объекты, оборудование и технологию. Каждый вид ценных бумаг занимает определенное место, выполняет свою специфическую функцию.

В ходе проведения экономических реформ за последние полтора десятилетия в России был создан рынок ценных бумаг, который является неотъемлемым элементом рыночной экономики. За короткое время на российском рынке появилось значительное количество различных видов ценных бумаг: акции приватизированных государственных предприятий и вновь возникших акционерных обществ, государственные и корпоративные облигации, векселя, фьючерсные и опционные контракты. Принят целый ряд нормативных актов, регулирующих выпуск и обращение ценных бумаг, а также «правила поведения» участников фондового рынка. Однако, несмотря на это, многие вопросы функционирования рынка ценных бумаг остаются еще не отрегулированными, что создает благоприятную почву для спекуляции на рынке ценных бумаг.


Список литературы

1.Белой А.Г., Рынок ценных бумаг учебник для вузов.– М.: Изд-во Проспект, 2006. – с. 251

2.Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг: - М.: Изд-во Инфра-М, 2004. –с. 215

3.Боровкова В.Л. Рынок ценных бумаг: – М.: Изд-во Питер, 2006. – 365 с.

4.Галанов А.И. «Рынок ценных бумаг». М, Финансы и статистика, 2006г.

5.Галанова В.А, Басова A.Г., Рынок ценных бумаг: - М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с. 243

6.Галыгин А.Г. Ценные бумаги и фондовая биржа: / Под ред.– М.: Филинъ, 2007. – 210 с.

7.Ильин А.Е., Соловьева Т.Н. Практикум по рынку ценных бумаг: – М.: Изд-во Дрофа, 2005. – с. 361

8.Конституция РФ 1993. – М.: Изд-во «ПРИОР», 2007

9.Лялин В.А., Воробьев П.В. Ценные бумаги: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006. –с. 421

10.Лялин В.А., Воробьев П.В. «Рынок ценных бумаг». М, «Проспект», 2008г.

На фондовых биржах дореволюционной России и на её внебир­жевом рынке всегда находилось е обращении много облигаций, эмитентами которых были губернии, города, земства и другие ад­министративные единицы. В 1992 г. в России началось восстанов­ление рынка муниципальных ценных бумаг. По состоянию на май 1995 г. было зарегистрировано более 60 выпусков таких бумаг на сумму свыше 4,5 трлн. руб. В этот период крупнейшим являлся го­родской займ Санкт-Петербурга с объёмом эмиссии по номиналу 2,1 трлн. руб. Крупные займы сделаны также Москвой, Тюменью, Нижним Новгородом и др.

Выпуск облигаций органами власти субъектов РФ, а также орга­нами местного самоуправления регулируется не специальными, а общими для выпуска всех ценных бумаг нормативными актами.

В мире накоплен большой опыт выпуска и размещения муниципальных ценных бумаг. В США эти бумаги считаются одни­ми из самых надёжных: облигации городов и окружных органов самоуправления обеспечены налогами на недвижимость. Облига­ции штатов менее надёжны: они обеспечиваются налогами с обо­рота или иными налогами, размеры которых могут меняться. Важ­ное значение имеет и то обстоятельство, что в случае возникнове­ния неплатежей на город можно подать в суд, а на штат - нет. Муниципалитетам в США запрещён выпуск акций, они могут вы­пускать только облигации.

По типу муниципальные ценные бумаги в США не отличаются от федеральных займов: все они делятся на кратко-, средне- и долгосрочные и продаются на аукционах на основе конкурентных торгов. По видам обеспечения они подразделяются на:

Облигации под общее обязательство. По сути это необеспе­ченные облигации: никакого залога нет. Косвенным обеспечением следует считать налоговые доходы эмитентов. Обычно подобные бумаги выпускаются для финансирования проектов, не принося­щих дохода;

Облигации под доход от проекта (например, промышленного предприятия);

Облигации под специальный налог (строительство дорог, на­пример, покрывается налогами на бензин).

Муниципальные облигации могут быть именными и на предъя­вителя (преобладают именные, т. е. зарегистрированные, ибо в этом случае они освобождаются от налогов). К облигациям обычно прилагается отзывной опцион. Они котируются на базе дохода от срока погашения (для определения котировочных данных используют специальные руководства). В США номинал муниципальных облигаций 1000, 5000 долл. Большая часть операций с ними совер­шается через брокеров на внебиржевом рынке.

Выпущенные в России в 90-х гг. муниципальные облигации харак­теризуются заметным разнообразием. Как и в других странах, они подразделяются на две основные категории: общего покрытия и доходные (целевые) облигации. Первые обеспечиваются всем бюд­жетом (или его отдельными статьями) и имуществом эмитента. Они не носят целевого инвестиционного характера, а предназначены для покрытия бюджетного дефицита и финансирования текущих расходов. Такие бумаги аналогичны ГКО и размещаются подобным же образом. Они пользуются определённым успехом на фондовом рынке, хотя и таят в себе потенциальную угрозу возникновения финансовых пирамид.



Все же по количеству выпущенных облигаций доходные (целе­вые) займы явно преобладают. Муниципалитеты выпускают их под конкретный инвестиционный проект и обычно погашают доходами от его реализации. Наибольшую группу среди этих займов состав­ляют жилищные займы, а также другие займы, имеющие социальную направленность (предназначены для развития социальной инфра­структуры).

Муниципальные облигации эмитируются в форме либо краткосрочных (от 1 до 12 месяцев), либо среднесрочных (от 1 года до 3, максимум 10 лет) обязательств. В России долгосрочные об­лигации в связи с высоким уровнем инфляции не получили широ­кого распространения. Облигации местных органов власти выпус­каются в виде именных ценных бумаг и бумаг на предъявителя в документарной и бездокументарной форме.

Для реализации и обслуживания муниципальных займов приглашаются профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые и размещают их среди инвесторов (юридических и физи­ческих лиц). Для реализации крупных займов создаются, на акцио­нерной основе, временные финансовые объединения (синдикаты). Облигации продаются инвесторам путем публичного (открытого) либо частного (закрытого) размещения.

Почти во всех случаях гарантами муниципальных займов явля­ются сами эмитенты. Исключение составляют жилищные займы, гарантами которых выступает региональная администрация, а в некоторых случаях - коммерческие банки. Доходность муниципальных облигаций ниже банковских ставок, но она компенсируется их более высокой надёжностью по сравне­нию с частными ценными бумагами и налоговыми льготами (в ряде случаев эти облигации участвуют в розыгрыше призов вещевых лотерей).

Муниципальные ценные бумаги - это способ привлечения фи­нансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путём выпуска долговых ценных бумаг.

Местные органы власти могут привлекать дополнительные фи­нансовые средства в принципе на любые цели, которые группиру­ются следующим образом:

Покрытие временного дефицита местного бюджета;

Финансирование бесприбыльных объектов, требующих еди­новременных крупных средств, которыми не располагает ежегод­ный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов со­циального назначения (школ, больниц, музеев, библиотек и т.п.); строительство, реконструкция и ремонт объектов местной инфра­структуры (дорог, мостов, водо- сетей и т.п.);

Финансирование прибыльных проектов, вложение в которые оку­пается в течение нескольких лет за счёт получаемой ими прибыли;

Финансирование проектов строительства, ремонта и реконст­рукции жилья, как правило, на основе их самоокупаемости, т.е. зат­раты компенсируются выручкой от продажи всего или части пост­роенного жилого фонда.

Основными покупателями муниципальных ценных бумаг выс­тупают: местное население, коммерческие банки, страховые и пен­сионные фонды, другие организации и предприятия.

Приобретение указанных ценных бумаг оказывается привлека­тельным для инвесторов по двум основным причинам:

Их более высокая конечная доходность по сравнению с бан­ковскими депозитами за счет налоговых льгот;

Более высокая надёжность этих ценных бумаг по сравнению с размещением свободных денежных средств в ценные бумаги ак­ционерных обществ или в банки.

Еще большей надежностью, чем муниципальные ценные бума­ги, обладают только ценные бумаги федерального Правительства.

Обеспечением муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определённые виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации ин­вестиционных проектов, под которые выпущены муниципальные облигации.

В целом на муниципальные облигации распространяются тео­ретические положения, касающиеся облигаций вообще как одного из главных видов ценных бумаг. Их размещение осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации наравне с другими ценными бумагами могут продаваться и покупаться на соответствующем бир­жевом или внебиржевом рынке.

Муниципальные облигации обычно обеспечивают уровень до­ходности, сравнимый с государственными облигациями, и в насто­ящее время на них распространяются те же налоговые льготы, что и на государственные облигации, в связи с преданием им статуса государственных ценных бумаг.

Важной разновидностью российских муниципальных облигаций являются жилищные облигации, цель которых - финансирование ^строительства жилья. Указанные облигаций в зависимости от усло­вий предоставления жилья могут быть либо низкодоходными, либо бездоходными, ибо для их владельцев главная цель - получение не дохода на вложенный капитал, а требуемой квартиры, что очень актуально для многих жителей городов и посёлков России. Разрастающийся выпуск муниципальных займов по своим каче­ственным параметрам выгодно отличается от государственных зай­мов. Если последние носят преимущественно краткосрочный ха­рактер (3-6 месяцев), то муниципальные займы в основном сразу выпускаются на среднесрочный (1-5 лет) и долгосрочный период (от 5 лет и выше),

Если государственные облигации обычно выпускаются в бездо­кументарной именной форме, то свыше одной трети муниципаль­ных облигаций выпущено на предъявителя.

Предъявительская форма ценной бумаги особенно удобна, ког­да, с одной стороны, сам рынок ещё только складывается, а с дру­гой - его инфраструктура почти отсутствует.

Следующее отличие состоит в том, что, если современные рос­сийские займы преследуют, как правило, только одну цель - фи­нансирование дефицита федерального бюджета, то спектр целей у муниципальных займов намного шире. Это не только непосредствен­ное финансирование дефицита местного бюджета, но и финансирование производственных, социальных и экологических проектов региона, борьба с неплатежами.

В разных странах мира муниципальные ценные бумаги занима­ют неодинаковое место. В США, где рынок ценных бумаг развит в наибольшей степени, доля муниципальных облигаций, по оценкам, составляет более половины рынка ценных бумаг и превышает долю корпоративных акций и облигаций.

чек складское свидетельство сертификат

Рынок муниципальных заимствований в России начал развиваться в 1992 г.

Муниципальные ценные бумаги - это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Целями выпуска таких бумаг могут быть покрытие временного дефицита местного бюджета; финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет; строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения.

Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже - векселей. Они имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

Основными инвесторами для муниципальных ценных бумаг выступают местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия. Приобретение этих ценных бумаг выгодно для инвесторов в связи с их более высокой доходностью и надежностью. Обеспечением муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены муниципальные облигации.

Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" деление государственных ценных бумаг в России имеет следующий вид:

  • - федеральные государственные ценные бумаги, т.е. ценные бумаги выпускаемые федеральным правительством;
  • - государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, т.е. ценные бумаги, выпускаемые этими субъектами государственного управления;
  • - муниципальные ценные бумаги, т.е. ценные бумаги, выпускаемые от имени муниципального образования.

Иначе говоря, юридический статус государственных ценных бумаг имеют лишь федеральные бумаги и бумаги субъектов Федерации, а муниципальные ценные бумаги лишены этого статуса.

Однако по существу все перечисленные группы ценных бумаг есть государственные бумаги, так как они выпускаются от лица государственного органа управления.

Итак, муниципальные ценные бумаги - это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные средства путем выпуска долговых ценных бумаг.

Существуют две главные формы муниципальных займов:

  • - выпуск муниципальных ценных бумаг;
  • - ссуды.

Муниципальные ценные бумаги, как было сказано ранее, обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже - векселей.

Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии - бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд другим предприятиям и организациям.

При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, т.е. та плата, которую местный орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой - наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.

В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

Муниципальные ценные бумаги имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

Инвесторы. Как было отмечено ранее, основными покупателями муниципальных ценных бумаг выступают местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.

Доходность и надежность. Приобретение указанных ценных бумаг оказывается привлекательным для инвесторов по двум основным причинам:

  • - более высокая конечная их доходность по сравнению с банковскими депозитами за счет налоговых льгот;
  • - более высокая надежность этих ценных бумаг по сравнению с размещением свободных денежных средств в ценные бумаги акционерных обществ или в банки.

Еще большей надежностью, чем муниципальные ценные бумаги, обладают только ценные бумаги федерального правительства.

Обеспечением муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены муниципальные облигации.

Механизм выпуска и обращения.

Известны случаи выпуска местных облигационных займов даже в практике СССР. Например, в марте 1929 года такой заем был выпущен московскими властями на нужды школьного, больничного и коммунального строительства.

В качестве эмитентов муниципальных облигаций могут выступать органы власти национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации:

  • - область - республика;
  • - район - округ;
  • - город.

Решение о муниципальном займе и форме его выпуска, обычно в виде муниципальных облигаций, принимает руководящий орган местного самоуправления. Размещение муниципального облигационного займа осуществляется через один или несколько уполномоченных на это коммерческих банков или же через другие коммерческие структуры. Выбор таких посредников для размещения муниципальных займов должен осуществляться на конкурсной основе с учетом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Уполномоченный банк (или банки) через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он в свою очередь заключает договоры на размещение муниципального займа, реализует муниципальные облигации их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам и др. Обычно муниципальные облигации являются свободно обращаемыми, т.е. их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение всего срока, на который выпущен облигационный заем. По окончании срока облигации выкупаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой соответствующего дохода, если это предусмотрено условиями займа).

Также как и облигации предприятий, муниципальные облигации могут выпускаться:

  • - именными и на предъявителя;
  • - на любые сроки (в том числе сроком на один год);
  • - без ограничений или с ограничениями по возможности обращения;
  • - под залог имущества или без совершения залога (залог при выпуске облигаций под доходы от конкретных объектов);
  • - купонными и бескупонными;
  • - в качестве как серийных (погашение суммы внутри срока займа), так и срочных (с единым сроком погашения: с фондом погашения или без него);
  • - с фиксированным и колеблющимся процентом;
  • - отзывные и без права отзыва эмитентом;
  • - с фондом погашения и без такового;
  • - с правом обратной продажи и без таковой;
  • - в качестве зеро-купонов;
  • - с застрахованными обязательствами перед инвестором и без таковых;
  • - с субординацией "по старшинству" и "меньшинству" различных выпусков муниципальных облигаций.

Облигации местных органов власти не относятся к составу государственного внутреннего долга и, соответственно, на них не распространяются ограничения и правила, установленные для долговых обязательств правительства.

Рассмотрим классификацию облигаций местных органов власти.

Облигации под общее обязательство о погашении задолженности:

Облигации, выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается общей способностью органа власти взимать налоги. Вместе с тем в условиях выпуска уточняется определение общей налоговой способности. Обычно выпускаются для покупателя общего, переходящего из года в год дефицита местного бюджета.

Облигации под общее обязательство с ограниченным покрытием по налоговой способности:

Облигации, выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается не общей способностью властей к взысканию налогов, а конкретным налоговым источником - взиманием налоговых платежей конкретного вида, сборов, пеней и т.д.

Облигации под целевые поступления, к ним относятся целевые облигационные займы на строительство конкретных объектов, доходы от которых будут идти на погашение займа:

Облигации, выполнение обязательств по которым обеспечивается доходами от конкретного проекта (на реализацию направляются средства, аккумулированные посредством облигационного займа). Например, строительство аэропортов (платежи авиакомпаний за использование сооружений), морских портов (арендная плата за пользование терминалами).

Облигации могут выпускаться:

  • - на строительство, модернизацию, ремонт и т.п. объектов, доходы от которых будут направлены на их погашение;
  • - на другие цели, но под доходы от объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Обычно в условиях выпуска тщательно оговаривается, какая часть доходов может быть направлена на погашение обязательств перед держателями облигаций, а какая - на покрытие текущих издержек от эксплуатации объекта, приносящего доходы, его ремонт, модернизацию.

Краткосрочные облигации под ожидаемые налоговые или иные поступления, на покрытие кассовых дефицитов бюджета:

  • - с целью покрытия кассовых разрывов местные власти выпускают краткосрочные (3 - 12 месяцев) облигации при следующих вариантах погашения:
    • а) за счет будущих налогов;
    • б) за счет зачета налогоплательщикам сумм, вложенных в облигации, при определении размеров налоговых платежей;
    • в) под ожидаемые в будущем дотации от вышестоящих бюджетов;
    • г) под поступления доходов от объектов, находящихся в муниципальной собственности;
    • д) под сочетание на долевых началах указанных источников платежей.

В целом на муниципальные облигации распространяются теоретические положения, касающиеся облигаций вообще как одного из главных видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации наравне с другими ценными бумагами могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынке.

1. Муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.

Денежные средства, привлекаемые в результате размещения муниципальных ценных бумаг, и порядок их расходования определяются федеральными законами и решениями представительных органов местного самоуправления, а исполнение обязательств эмитентов по ценным бумагам осуществляется в соответствии с условиями выпуска этих ценных бумаг за счет средств муниципальной казны.

Эмитенты муниципальных ценных бумаг.

Решение об эмитенте муниципальных ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством РФ. Эмитентом муниципальных ценных бумаг выступает исполнительный орган местного самоуправления, действующий на основе устава муниципального образования.

Основными факторами, оказавшими влияние на динамику выпуска облигационных займов (привлекает инвесторов) являются следующие:

  • - концентрация финансовых ресурсов страны в нескольких финансовых центрах (Москва, Санкт-Петербург);
  • - укрупнение займов;
  • - увеличение сроков, на которые выпускаются займы.
  • 2. В России бюджет любого уровня также не может обойтись без системы заимствования, поскольку существуют кассовые разрывы между временем поступления средств и их расходованием. К тому же в России положение усугубляется высокой инфляцией и низкой собираемостью налогов в большинстве регионов. Для привлечения денежных ресурсов в местные бюджеты местные органы власти выпускают муниципальные ценные бумаги.

Основные требования к эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг распространяются на все виды государственных и муниципальных ценных бумаг, их формы, а также регулируют процедуру выпуска.

Выпуски государственных и муниципальных ценных бумаг

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками. Причем в рамках одного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды и номера. Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на несколько траншей.

Транш - часть ценных бумаг определенного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода их обращения, не совпадающую с датой первого размещения. Размещение траншей одного выпуска осуществляется на основании регламентирующих документов.

Отдельный выпуск государственных или муниципальных ценных бумаг, отличающийся от одного из существующих выпусков указанных ценных бумаг только датой выпуска (датой размещения), признается частью существующего выпуска. Данному выпуску присваивается государственный регистрационный номер существующего выпуска, и он объявляется как дополнительный выпуск.

Решение о размещении дополнительного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих порядок размещения выпусков государственных и муниципальных ценных бумаг, в которых должно содержаться указание на то, что данный выпуск ценных бумаг является дополнительным. Ценные бумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем прав, что и ценные бумаги выпуска, регистрационный номер которого присваивается дополнительному выпуску.

Решение о выпусках, осуществляемых в соответствии с генеральными условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг и условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг данного вида, принимается эмитентом указанных ценных бумаг.

3. Основные требования к эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг распространяются на все виды государственных и муниципальных ценных бумаг, их формы, а также регулируют процедуру выпуска.

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам. Они должны удостоверять право их владельца на получение от эмитента ценных бумаг денежных средств или (в зависимости от условий их эмиссии), иного имущества, установленного дохода в виде процентов от номинальной стоимости либо имущественных Прав в сроки, предусмотренные условиями эмиссии.

Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления утверждают генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Генеральные условия должны включать указание на:

  • - вид ценных бумаг;
  • - форму выпуска ценных бумаг;
  • - срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные);
  • - валюту обязательств;
  • - особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;
  • - ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.
  • 4. Государственные и муниципальные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение в качестве дохода каких-либо имущественных прав, а также предусматривающие право на получение при погашении вместо номинальной стоимости ценной бумаги иного имущественного эквивалента, являются частью внутреннего долга и должны быть выражены также в валюте Российской Федерации.

Обязательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, возникшие в результате эмиссии соответствующих государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг Российской Федерации и внешний долг субъекта Российской Федерации, должны быть выражены в иностранной валюте.

Условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным ценным бумагам.

Субъекты Российской Федерации могут осуществлять эмиссию государственных ценных бумаг, приводящую к образованию внешнего долга, при условии:

  • - представления при государственной регистрации проспекта эмиссии государственных ценных бумаг сведений о доходах, расходах, размере дефицита бюджета и источниках его финансирования за три последних года, предшествовавших указанной эмиссии;
  • - обеспечения исполнения своих бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и налоговым законодательством Российской Федерации;
  • - получения разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • - получения в соответствии с международными стандартами кредитного рейтинга, определяемого не менее чем двумя ведущими международными рейтинговыми агентствами;
  • - соблюдения требований к объему заимствований и объему расходов на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств.
  • 5. Жилищные сертификаты - это любые ценные бумаги или обязательства, номинированные в единицах общей площади жилья и имеющие также индексируемую номинальную стоимость в денежном выражении, размещаемые среди граждан и юридических лиц, дающие право их владельцам при соблюдении определяемых в проспекте эмиссии условий требовать от эмитента их погашения путем предоставления в собственность помещений, строительство (реконструкция) которых финансировалось за счет средств, полученных от размещения указанных ценных бумаг или обязательств. Причем схема индексации номинальной стоимости жилищного сертификата устанавливается при его выпуске и остается неизменной в течение определенного срока действия сертификата.

Номинал и форма выпуска жилищных сертификатов

Жилищный сертификат является именной ценной бумагой и может выпускаться в документарной и бездокументарной формах.

Порядок установления номинала этих ценных бумаг определяется в единицах общей площади жилья, а также в его денежном эквиваленте. При этом минимальная величина номинала не может быть менее 0,1 кв. м. Денежный эквивалент жилищного сертификата устанавливается эмитентом, который ориентируется на стоимость 1 кв. м жилья или производственной площади на рынке недвижимости. Стоимостное выражение номинала жилищного сертификата остается постоянной величиной на весь срок его действия. Однако цена покупки и цена его продажи - величина подвижная и зависит от многих факторов: и от стоимости 1 кв. м жилья или производственной площади на рынке недвижимости, и от изменений курса валют на внутреннем рынке России, и от политической ситуации в стране, и от сезонности.

Требования к эмитентам жилищных сертификатов

Эмитенты жилищных сертификатов должны выполнить следующие требования: во-первых, иметь права заказчика на строительство жилья; во-вторых, иметь отведенный земельный участок и проектную документацию на жилье. Эмитентами сертификатов могут быть юридические лица, зарегистрированные на территории России, кроме банков, кредитных учреждений, товарных и фондовых бирж.

Выпуск жилищных сертификатов возможен под поручительство или гарантии, предоставленные банками, страховыми компаниями или иными коммерческими организациями, если на то есть разрешение Федеральной комиссии. При этом собственный капитал гарантов должен составлять сумму, в пять раз превосходящую размер гарантируемой им части выпуска жилищных сертификатов.

Срок действия жилищных сертификатов

Жилищный сертификат имеет определенный срок действия, который не может превышать более чем в два раза нормативный срок строительства объекта привлечения средств.

Государственные и муниципальные ценные бумаги, как отмечалось во второй теме, традиционно были основой становления и развития рынка ценных бумаг во всех странах, включая и Россию.

Правовое регулирование отношений, связанных с государственными и муниципальными ценными бумагами, осуществляется на основе Федерального закона от 29.07.1998 N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

В п. 1 ст. 2 этого закона государственными и муниципальными ценными бумаги признаются:

1. Государственными ценными бумагами - государственные ценные бумаги Российской Федерации и государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, в том числе:

Государственными ценными бумагами Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации;

Государственными ценными бумагами субъекта Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта Российской Федерации.

2. Муниципальными ценными бумагами - ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.

Эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг являются соответственно исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.

Эмитентом государственных ценных бумаг Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченное Постановлением Правительства РФ от 31.01.2013 N 72 Министерство финансов Российской Федерации.

Эмитентом государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовый орган субъекта Российской Федерации, наделенные законом субъекта Российской Федерации правом на осуществление государственных заимствований субъекта Российской Федерации.

Эмитентом муниципальных ценных бумаг выступает местная администрация, наделенная уставом муниципального образования правом на осуществление муниципальных заимствований.

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам, удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Государственные и муниципальные ценные бумаги размещаются выпусками. В рамках выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг.

Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши. Транш – это часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения.

Обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, составляющие внутренний долг и удостоверяющие право на получение доходов в денежной форме или погашение в денежной форме, должны быть выражены и подлежат оплате в валюте Российской Федерации.

Обязательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, возникшие в результате эмиссии соответствующих государственных ценных бумаг, составляющие внешний долг и удостоверяющие право на получение доходов в денежной форме или погашение в денежной форме, должны быть выражены и подлежат оплате в иностранной валюте.

Основные формы государственных ценных бумаг Российской Федерации:

1. Государственные краткосрочные облигации (ГКО). Эмитентом выступает министерство финансов, которое принимает решения об осуществлении отдельных выпусков ГКО и определяет их параметры. Генеральный агент эмитента - Банк России. Он выполняет функции платёжного агентства Минфина, проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение облигаций.

Сделки с облигациями могут проводиться только на Московской межбанковской валютной бирже. Цель выпуска - финансирование бюджетного дефицита. Номинал облигации - 1000 руб. Срок обращения может быть 3, 6 месяцев и год. Облигации дисконтные, т.е. доходом по ним является разница между ценой покупки и погашения. Облигации именные - форма выпуска безбумажная.

2. Облигации федерального займа (ОФЗ). Эмитент, цель выпуска и место торговли то же, что и по ГКО. Облигации могут быть с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) - это облигации, выпущенные в результате реструктуризации государственного долга в 1999г. Номинал - 10 руб., размещались по номиналу. Существовало 12 выпусков со сроком погашения до 2004 года. Крупный доход выплачивается 1 раз в квартал.

Облигации с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) - облигации, не попавшие под реструктуризацию, для каждого выпуска устанавливался свой размер купонного дохода, дата погашения и дата выплаты купона. Номинал - 1000руб., срок обращения от 1 года до 30 лет. Выплаты купона 1 раз в год. Величина купонного дохода постоянна.

3. Облигации внутреннего валютного облигационного займа (ОВВЗ). Выпущены в 1992 году. Цель выпуска - погашение задолженности перед российскими предприятиями и организациями вследствие банкротства внешнеэкономического банка. Валюта займа - доллары США. Ежегодные купонные выплаты - 3%. Выпущены 5 траншей (выпусков) со сроком обращения 1, 3, 6, 10, 15 лет. Номинал от 1000 до 100 000 долларов. Форма выпуска - предъявительские документарные облигации с купонами.

ОВВЗ могут продаваться или покупаться с расчётом на рубли или за конвертируемую валюту. Вывоз ОВВЗ за границу запрещён. Облигации торгуются на внебиржевом рынке и на Московской межбанковской валютной бирже. Размещение ОВВЗ проводилось по номиналу, однако на вторичном рынке облигации продаются с дисконтом от 90% до 10%.

4. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Выпускаются Правительством РФ в лице Минфина. Форма выпуска бумажная. Номинальная стоимость - 100 и 500 рублей. Облигации могут свободно покупаться и продаваться на рынке ценных бумаг. Купон выплачивается ежеквартально. Выпуск был рассчитан преимущественно на мелких инвесторов. Основным отличие от ГКО и ОФЗ - это документарная форма, относительно низкий номинал и предъявительский характер ценных бумаг.

Последние материалы сайта