Особенности туристско-рекреационных особых (свободных) экономических зон. Что такое рекреационные зоны? Туристско-рекреационные особые экономические зоны Российской Федерации Особые экономические зоны туристско рекреационного типа

24.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, виды ОЭЗ

Туристско-рекреационная зона — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

Туристско-рекреационные зоны создаются для повышения конкурентоспособности туристской и другой деятельности в сфере туризма, для развития лечебно-оздоровительных курортов и деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, по разработке и использованию природных лечебных ресурсов. Создание туристско-рекреационных ОЭЗ имеет особое значение в силу того, что туризм - это самая мультипликативная сфера услуг с точки зрения количества занятых в ней работников и создания дополнительных рабочих мест.

Туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации.

Принципиальное отличие туристско-рекреационных ОЭЗ от промышленно-производственных и технико-внедренческих в том, что акцент в этих зонах делается не на производстве каких-либо товаров, а на оказании услуг населению. Развитие и рациональное использование туристских и лечебных ресурсов на территории ОЭЗ должно способствовать экономическому подъему в целом в данном регионе.

В России преобладают ОЭЗ туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ). ОЭЗ ТРТ были определены постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. № 67-73 на основании решений конкурсной комиссии по отбору заявок на отдание особых экономических зон туристско-рекреационного типа и экспертного совета при указанной конкурсной комиссии.

Целями и задачами создания ОЭЗ ТРТ являются: развитие туризма, санаторно-курортной сферы и смежных отраслей в ВВП России и обеспечение за счет этого диверсификации экономики: повышение занятости населения: улучшение здоровья и качества жизни населения за счет роста доступности гражданам Российской Федерации туристских и санаторно-курортных услуг; сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей.

Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации. ОЭЗ ТРТ могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований, а также включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. В ОЭЗ ТРТ допускается размещение объектов жилищного фонда.

В основе функционирования ОЭЗ ТРТ лежит механизм государственно-частного партнерства. За счет средств бюджета Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в особых экономических зонах туристско-рекреационного типа создаются объекты инфраструктуры . Частные инвесторы-резиденты за счет своих средств строят объекты туристской индустрии.

На первом этапе создания ОЭЗ ТРТ предполагалось осуществить работу по разработке проектной документации и формированию условий для начала проектирования и строительства объектов инфраструктуры и объектов туристской индустрии в туристско-рекреационных особых экономических зонах.

В I квартале 2008 г. была завершена работа по разработке концепций создания и развития ОЭЗ ТРТ. В указанных концепциях установлены перспективные для развития направления туризма, целевое позиционирование (предназначение) каждой зоны, определен необходимый объем инвестиций, определены туристские объекты, которые необходимо построить, проведено планирование территории, выбран архитектурный стиль. Ниже приводится краткое содержание концепций создания и развития ОЭЗ ТРТ.

ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» на территории Алтайского края имеет площадь 3326 га. Местоположение участка - северный склон Алтайских гор. в районе горы Красный камень, на левом берегу р. Катунь. На территории зоны планируется развивать следующие виды туризма: спортивный; экологический; лечебно-оздоровительный: спелеотуризм; деловой. Визитной карточкой «Бирюзовой Катуни» станут экстремальные виды спорта: альпинизм, горнолыжный, треккинг, парапланеризм, водный (рафтинг, байдарки, каяки). ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» характеризуется более высокой, чем в других зонах, степенью готовности инфраструктуры. В настоящее время функционируют искусственные водоемы для купания и рыбной ловли, 2 горнолыжных спуска, 3 круглогодичных гостиничных комплекса, а также мост через р. Катунь, соединяющий трассу «Чуйский тракт» с территорией особой экономической зоны.

ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» находится в Иркутской области . Он расположен на юго-западном побережье озера Байкал рядом с устьем р. Го-лоустная и граничит с Прибайкальским национальным парком. Расстояние до аэропорта г. Иркутск составляет 115 км. Общая площадь территории ОЭЗ составляет 1590 га. Туристско-рекреационный комплекс позиционируется как всесезонный курорт мирового уровня для привлечения различных целевых групп туристов из России, стран СНГ, Европы и Азии. Туристско-рекреационный потенциал ОЭЗ ТРТ позволит развивать такие виды туризма, как деловой, лечебно-оздоровительный, экологический, спортивный, приключенческий, водный, круизный.

ОЭЗ ТРТ «Куршская коса» на территории Калининградской области , площадь составляет 282 га. Туристско-рекреационный потенциал ОЭЗ ТРТ позволяет развивать следующие виды туризма: экологический; оздоровительный; культурно-развлекательный; деловой; экскурсионный; познавательный. Особая экономическая зона «Куршская коса» в Калининградской области прекратит свое существование. Как говорится в соответствующем постановлении правительства от 22 декабря 2012 года, за пять лет работы там не было зарегистрировано ни одного резидента. Зона была создана в 2007 году в Зеленоградском районе Калининградской области, тем не менее, за все время своего существования она не сумела привлечь инвестиции, и в ней не было зарегистрировано ни одного резидента. Финансирование создания инфраструктуры было приостановлено с марта 2009 года.

ОЭЗ ТРТ «Новая Анапа» на территории Краснодарского края расположена между Черным морем и двумя лиманами, находящимися на Благовещенской косе. Участок под строительство находится в 28 км от аэропорта Анапа и в 25 км от ближайшей железнодорожной станции. Общая площадь, выделенная для создания ОЭЗ ТРТ, составляет 882 га. Потенциал ОЭЗ ТРТ позволяет развивать комфортабельный пляжный и лечебно-оздоровительный отдых, а также деловой, водный и другие направления туризма.

ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» на территории Республики Алтай расположена в Майминском районе, вблизи населенных пунктов Соузга и Рыбалка на правом берегу р. Катунь. Расстояние до аэропорта г. Горно-Алтайск составляет 10 км. Площадь, выделенная для ОЭЗ ТРТ, составляет 855 га. Туристско-рекреационный потенциал ОЭЗ ТРТ позволит развивать следующие виды туризма: горнолыжный; экологический; водный; культурно-развлекательный; лечебно-оздоровительный.

ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» на территории Республики Бурятия располагается на пяти участках - «Турка», «Пески», «Гора Бычья», «Бухта Безымянная», «Гремячинск», расположенных в непосредственной близости от озера Байкал на территории муниципального образования «Прибайкальский район». Общая площадь, выделенная для создания ОЭЗ ТРТ, составляет 3283,65 га. Туристско-рекреационный потенциал ОЭЗ ТРТ позволит развивать: экологический, лечебно-оздоровительный, экскурсионный, водный, этнический, автомобильный (караванинг) туризм.

ОЭЗ ТРТ «Гранд Спа Юца» на территории Ставропольского края расположена в регионе «Кавказские Минеральные Воды» в районе горы Юца, в 10 км от Пятигорска и 35 км от аэропорта Минеральные Воды. Площадь ОЭЗ ТРТ составляет 843 га. Основной целью проекта является создание современного бальнеологического курорта, улучшение сервиса, формирование широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развитие различных видов туризма в том числе: лечебно-оздоровительного (бальнеологического), экологического, спортивного (экстремального), событийного, познавательного.

На основе указанных концепций в 2008 г. были разработаны и утверждены проекты планировки территории ОЭЗ ТРТ в Алтайском крае, в Республике Алтай, в Республике Бурятия, в Краснодарском крае и Ставропольском крае. Также в 2008 г. были созданы Наблюдательные советы ОЭЗ ТРТ.

В период 2009-2011 гг. планировалось осуществить основные работы по строительству инженерной, транспортной и иной инфраструктуры ОЭЗ ТРТ. Однако процесс развития ОЭЗ ТРТ замедлился. К настоящему времени для каждой ОЭЗ решены земельные вопросы, помимо концепций ОЭЗ ТРТ, разработаны градостроительная документация, начато строительство ряда объектов инфраструктуры. По мнению специалистов, наиболее активно развивается туристско-рекреационная ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае. Инвестиции в ее развитие в 2009 г. составили 3,4 млрд руб., а число компаний-резидентов в ней достигло шести. Общая стоимость проекта создания «Бирюзовой Катуни» составит свыше 15,4 млрд руб.

Долгосрочная общемировая тенденция развития ОЭЗ свидетельствует о том, что налоговые льготы не являются главным стимулом для притока инвестиций. Более существенным и значимым в этом отношении могут оказаться политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур, перспектива освоения национального рынка.

К причинам, препятствующим развитию ОЭЗ ТРТ, относятся следующие:

1. Недостаточный объем финансирования. В связи с кризисом почти в 2 раза сокращен объем финансирования строительства инфраструктуры TP ОЭЗ. В 2010 г. на развитие ОЭЗ ТРТ из федерального бюджета выделено 2,2 млрд руб.

2. Относительно небольшой объем льгот, по сравнению с другими странами, предоставляемых инвестору. Согласно законодательству РФ резидентам ОЭЗ предоставляются следующие гарантии и налоговые льготы: при исчислении налога на прибыль применять пониженную налоговую ставку до 13,5 %: освобождение от уплаты земельного и налога на имущество в течение 5 лет.

3. Нехватка квалифицированных специалистов, в том числе владеющих экологическими требованиями и нормами.

4. Медлительность федеральных властей в решении вопросов функционирования ОЭЗ. Наиболее успешно развиваются ОЭЗ ТРТ в регионах, власти которых проявляли максимальную инициативу, постоянно подталкивая центр к более активным действиям. В этом смысле можно позитивно оценивать последние тенденции по передаче дополнительных полномочии в этой сфере субъектам Федерации.

5. Плохая информированность инвесторов, особенно иностранных, о возможностях отечественных ОЭЗ ТРТ.

На уровне Министерства экономического развития РФ предпринимаются меры по созданию благоприятных условий развития ОЭЗ ТРТ. Среди них: формирование системы упрощенного администрирования, когда все необходимые для резидента службы находятся в одном офисе; внедрение электронного документооборота; жесткая регламентация сроков работ по обращениям резидентов; проведение семинаров и презентаций, встреч с потенциальными резидентами российских ОЭЗ ТРТ.

Тури́стско-рекреацио́нная зо́на (ТРЗ ) - вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сферетуризма. Целями создания туристско-рекреаци-онных зон являются: повышениеконкурентоспособноституристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительныхкурортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторожденийминеральных вод,лечебных грязейи других природных лечебных ресурсов.

Законы о туристско-рекреационных зонах были приняты 19 мая 2006 годаГосударственной Думой России. Создание туристско-рекреационных зон способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата в России, появлению конкурентоспособноготуристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

Особенности туристско-рекреационных зон

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

    могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований.

    на момент их создания на них могут располагаться земельные участки , находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц.

    в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную.

    земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

Для организаций, имеющих статус резидентатуристско-рекреационной зоны, установленыналоговые льготы:

    снятие 30 % ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды.

    возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент.

    может устанавливаться пониженная налоговая ставканалога наприбыль.

Лекция 2. Анализ туристского потенциала края

Вопросы: 1. Составляющие туристского потенциала.

2. Культурно-историческое наследие.

3. Виды туризма и перспективы их развития

Вопрос 1. Составляющие туристского потенциала.

Туризм сегодня модно рассматривать как одну из форм проявления общего процесса освоения территорий в рамках тех или иных социо-культурных образований, т.е. одним из выражений пространственно активной реакции. При этом происходит формирование единого туристского пространства, которое ориентировано именно на те районы, где в силу определенно сложившихся обстоятельств существуют предпосылки и потребность в развитии туризма. Одним из таких районов международного значения является Алтай.

Алтайский край является одним из наиболее привлекательных регионов России для инвестиций в такой несырьевой сектор экономики как сфера туризма. Планы по диверсификации бизнеса все чаще приводят в крайинвесторов, заинтересованных в осуществлении проектов со средним сроком окупаемости.

В крае имеется целый комплекс условий, благоприятных для развития туризма. Туристический потенциал Алтайского края складывается из четырех основных факторов:

Природно-климатического (рекреационого) комплекса;

Историко-культурного комплекса;

Сети объектов размещения;

Сети объектов развлечения.

Первые два фактора влияют на популярность региона непосредственно у туристов, третий и четвертый - в большей степени у инвесторов.

Алтайский край высоко обеспечен такими важными факторами развития туризма, как природно-рекреационные и историко-культурные ресурсы. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет краю занимать новые позиции на туристическом рынке Сибири.

Привлекательность Алтайского для туристов определяется, прежде всего, тем, что природа на огромной территории сохранилась в естественном, практически неизменном человеком состоянии. Высокая степень пейзажности и эстетическая привлекательность ландшафтов, обилие интересных для познания природных объектов, а также своеобразие флоры и фауны, позволяют признать, что Алтай - один их немногих крупных регионов планеты, наиболее перспективных для организации международных экологических туров.

Алтайский край обладает значительными рекреационными ресурсами, которые выражаются в наличии различных ландшафтов, от сухо-степных до горно-таежных, горно-тундровых, альпийско-субальпийских.

Таким образом, критериями оценки туристско-рекреационной привлекательности территорий являлось наличие следующих факторов:

1. Природно-климатические условия (разнообразие природных ландшафтов, наличие водных объектов, средняя температура воздуха, высота снежного покрова, количество солнечных дней в году и др.).

2. Наличие объектов показа, эстетическая и рекреационная ценность территории, в том числе:

Наличие природных ресурсов: водные объекты пригодные для сплава, купания, памятники природы, уникальные природные комплексы, пещеры, скалы, живописные ландшафты, возможности рыбалки, охоты и др.;

Наличие историко-культурных ресурсов: памятники истории и архитектуры, музеи, памятники археологии, традиционные народные ремесла и промыслы и др.

3. Количество и качество вспомогательных услуг, включая наличие мобильной связи, обеспечение мест размещения.

4. Транспортная доступность, качество автодорог.

5. Существующий или скрытый спрос на туристические услуги.

6. Возможность организации маршрутов различной категории сложности и развития различных направлений туризма (экологический туризм, горнолыжный туризм, водный туризм, конный туризм, пеший туризм, туры выходного дня и др.).

В полной мере эти факторы сегодня представлены лишь в Алтайском, Смоленском районах и городе-курорте Белокуриха.

Тем не менее, существует группа районов на юге края - Змеиногорский, Курьинский, Краснощековский, Чарышский и Солонешенский, которые при относительно низком развитии транспортной и туристической инфраструктуры являются наиболее привлекательными в плане освоения, прежде всего благодаря естественным природным ландшафтам, историческим памятникам и мягкому климату.

В аспекте специализации стратегия создания современного туристско-рекреационного комплекса международного значения включает развитие четырех взаимосвязанных (интегрированных) направлений (специализаций, субкластеров) алтайского туристического кластера:

Алтайский край - федеральная здравница Сибири - федеральный общесибирский курортно-бальнеологический и медицинский центр, созданный на основе современных технологий оздоровления и лечения и местных природных ресурсов;

Алтайский край - всероссийский центр активного и спортивного горно-ландшафтного туризма и отдыха;

Алтайский край - регион туризма общероссийского и международного значения;

Алтайский край - сибирский игорно-развлекательный центр - основной сибирский центр отдыха и развлечений для всех категорий потребителей.

3.1 Характеристика ТР ОЭЗ Российской Федерации

Механизм создания туристско-рекреационных особых экономических зон был запущен в 2006 г.: из 28 заявок было утверждено семь проектов по созданию ТР ОЭЗ. Победителями конкурсов стали Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Алтай и Бурятия, Иркутская и Калининградская области, а в 2010 году к ним присоединился и Приморский край. Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации создано восемь ТР ОЭЗ:

1. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Алтайская Долина» (Республика Алтай) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 67

Располагается на территории Майминского района Республики Алтай на правом берегу реки Катунь и имеет площадь 855 га. На участке планируется создание курорта с широкими возможностями для развития водных видов спорта, поскольку Катунь известна как одно из удобнейших мест для сплавов, занятий экстремальными видами водного спорта. Курорт будет включать в себя гостиничный комплекс, лечебно-оздоровительные спортивные и развлекательные объекты.

2. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Байкальская гавань» (Республика Бурятия) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 68

ОЭЗ в Республике Бурятия расположена в Прибайкальском муниципальном районе Республики Бурятия в непосредственной близости от озера Байкал. На территории зоны планируется создание современного гостиничного комплекса, порта, центра восточной медицины, спортивно-оздоровительного комплекса, обустройство маршрутов и экологических троп.

3. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь» (Алтайский Край) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 69

Располагается на территории Алтайского района Алтайского края на левом берегу реки Катунь и имеет площадь 3326 га.

ТР ОЭЗ создается в целях создания и функционирования в курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Предполагается строительство кемпингов, горнолыжной трассы, охотничьих угодий и других объектов с общим количеством мест для туристов 3,5 тыс.

4. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Новая Анапа» (Краснодарский край) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 70

Расположена между Черным морем и Кизилташским и Бугазским ламинами на территории городского округа Анапа на земельном участке площадью 882 га. Позиционирование ТР ОЭЗ «Новая Анапа» предусматривает реализацию идеи курорта, предлагающего возможности спокойного отдыха в разных форматах: пляжный отдых по системе «все включено», культурный отдых с детьми, бальнеология и СПА-терапия, таймшерные апартаменты, отдельно стоящие мини - отели, а также активный спортивный отдых: гольф, теннис, аквапарк, бассейны, парусный спорт, виндсерфинг.

5. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Гранд Спа Юца» (Ставропольский край) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 71

Особая экономическая зона располагается на территории Ставропольского края на горе Юца и ее окрестностях, на расстоянии 10 км от Пятигорска и 35 км от аэропорта Минеральные Воды, имеет площадь 843 га.

ТР ОЭЗ сформирована в целях создания современного бальнеологического курорта, улучшения сервиса, достижения большей гибкости в оздоровительных программах, формирования широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развития смежных видов туризма.

6. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Ворота Байкала» (Иркутская область) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 72

Территория, отводимая под размещение ТР ОЭЗ, находится на побережье оз. Байкал, вблизи поселка Большое Голоустное. Планируется строительство объектов энергоснабжения, объектов теплоснабжения, объектов наружных сетей водоснабжения и канализации, реконструкция аэропорта в Иркутске. В границах ОЭЗ предполагается разместить гостиницы класса 3, 4 и 5 звезды; объекты делового, лечебно-оздоровительного, спортивного, развлекательного назначения.

7. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Куршская коса» (Калининградская область) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N73

Площадь национального парка «Куршская коса» составляет 6 621 га, площадь акватории в охранной зоне - 9 800 га. Западная его граница проходит по берегу Балтийского моря, а восточная - по берегу Куршского залива. Туристско-рекреационный потенциал ТР ОЭЗ позволяет развивать экологический, оздоровительный, спортивно-развлекательный, велосипедный, водный, рекреационный, деловой, экскурсионный, познавательный и другие виды туризма.

8. Туристско-рекреационная особая экономическая зона на территории острова Русский (Приморский край) Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201.

ТР ОЭЗ будет расположена на земельном участке площадью 2,8 тысячи гектаров. Планируется строительство международного делового центра, нескольких гостиниц, океанариума и Тихоокеанского научно-образовательного центра.

На рисунке в Приложении 2 указано месторасположение создаваемых туристско-рекреационных зон: они формируются в трех различных климатических поясах России и практически все расположены в непосредственной близости к государственной границе. Такое размещение позволяет не только представить разнообразие природных условий страны, но и сделать их доступными для иностранных туристов. Также в Приложении (табл. 2) представлены направления туризма, источники финансирования и основные элементы инфраструктуры, которые планируется создать в каждой из ТР ОЭЗ. Как видно, практически в каждой из зон среди приоритетных направлений - экологический, оздоровительным, спортивный туризм, во всех регионах предусмотрено строительство гостиничных и спортивных комплексов различной направленности. Что касается структуры инвестиций, то необходимо отметить, что лишь в одном регионе создание туристско-рекреационной зоны будет основываться на бюджетном финансировании практически на 70%, тогда как в других ТР ОЭЗ внебюджетные поступления составляют от 16,5 до 45%.

В течение 2007 года были выбраны площадки, определены и утверждены границы всех ТР ОЭЗ. В первом квартале 2008 г. завершена разработка и утверждены концепции создания и развития каждой из зон, включающие анализ рынка и определение их позиционирования, подготовку мастер-планов, а также разработку маркетинговых стратегий продвижения и привлечения инвесторов.

На основе концепции создания туристско-рекреационных зон были организованы и проведены конкурсы на разработку проектов планировки территорий каждой ОЭЗ. В 2008 г. начато проектирование и строительство первых объектов инфраструктуры Особые экономические зоны: главные результаты работы в 2008 году // Вестник ОЭЗ. 2008 №3..

В связи с экономическим кризисом в 2008-2009 г. из семи туристско-рекреационных особых экономических зон строительство продолжалось лишь в трех - «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, «Алтайская долина» в Республике Алтай и «Байкальская гавань» в Бурятии. Увеличение длительности процесса создания туристско-рекреационных особых экономических зон объясняется, прежде всего, отсутствием опыта создания таких зон в России. Кроме того, длительный период предпроектных работ связан с большим сроком окупаемости проектов (12-15 лет). Тем не менее, проекты ТР ОЭЗ не будут «заморожены» надолго или вовсе свернуты - об этом свидетельствует прежде всего принятие Постановления Правительства от 31 марта 2010 года о создании новой туристской зоны в Приморском крае.

3.2 Перспективы развития туристско-рекреационных особых экономических зон Российской Федерации

Не прошедшие по конкурсу регионы также должны участвовать в развитии туристской индустрии России. Благодаря конкурсной процедуре они сделали комплексный анализ потенциала своей территории с позиций будущей активизации своей туристской деятельности. Разработанные бизнес-планы, региональные программы будут способствовать привлечению внимания инвесторов и общественности к развитию регионального туризма. Активно участвуют в развитии своей туристской инфраструктуры такие субъекты, которые, имея конкурентоспособный туристско-рекреационный потенциал, до настоящего времени в полной мере его не использовали. Например, в Дагестане планируется строительство развлекательного комплекса с гостиницей, яхт-клуба с бунгало, санатория, центра семейного и детского отдыха. В Камчатской области предполагается создание туристско-этнографического центра, строительство горнолыжного и бальнеологического лечебно-курортного комплексов, аквапарка. В Мурманской области рассматриваются проекты по развитию активных видов туризма, в частности экологического и экстремального туризма на малых реках северо-восточного побережья Кольского полуострова. Масштабы инвестиций и будущая отдача по таким проектам гораздо скромнее, чем вложения в особые туристско-рекреационные зоны, однако реализация региональных программ позволит весьма существенно повысить уровень конкурентоспособности территорий и, следовательно, всей туристской индустрии России.

Намерение участвовать в конкурсе на создание туристско-рекреационной особой экономической зоны высказывали в администрациях Ростовской, Камчатской областей, Красноярского края. В Вологодской области ведется разработка проекта ТР ОЭЗ «Дед Мороз». При наличии в каждом из перечисленных регионов разнообразных рекреационных ресурсов и возможностей для развития различных видов туризма - от экстремального до культурно-познавательного, одной из главных проблем остается привлечение инвесторов. Так, например, основу туризма Камчатской области составляет малый бизнес. Порядка 70 малых фирм Петропавловска-Камчатского занимаются туристской деятельностью различной специализации: проведением экстремальных и конно-верховых маршрутов, всех лыжных маршрутов, а также маршрутов на снегоходах и собачьих упряжках. Кроме того, малый бизнес активно предлагает услуги частного гостиничного сектора. Однако без притока внешних инвестиций сферу туризма невозможно обустроить должным образом.

Тем не менее, даже при возможных «побочных эффектах» строительства ТР ОЭЗ (как, например, возможное нарушение экологического баланса региона, повышение цен), эксперты отмечают, что в целом инвестиции пойдут на пользу всем регионам, в которых на данный момент создаются туристско-рекреационные особые экономические зоны.

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

· могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований.

· на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц.

· в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную.

· земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

11. Характеристика и цели создания портовых ОЭЗ

Портовые ОЭЗ

Портовые зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России. Создается сроком на 49 лет.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» (Ульяновск-Восточный (особая экономическая зона)) является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Условия создания

В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:

· На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:

· Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);

· Промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км²);

· Туристско-рекреационные;

· Портовые.

· Не допускается создание особой экономической зоны на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития.

· На территории ОЭЗ не допускается :

· Добыча и переработка полезных ископаемых;

· Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;

· ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;

· Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ.

12. Порядок создания и прекращения существования особых экономических зон

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство Российской Федерации заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечень документов, прилагающихся к заявке, определяется Правительством Российской Федерации.

Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора. Положение о проведении конкурса по отбору заявок утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, в течение тридцати дней с даты принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны заключают соглашение (далее - соглашение о создании особой экономической зоны), в котором устанавливаются:

    1. объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;
    2. план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;
    3. комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования;
    4. права на имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с планом обустройства и материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории и расположенное в границах особой экономической зоны, а также на объекты инфраструктуры этой зоны, расположенные на прилегающей к особой экономической зоне территории и непосредственно с ней связанные;
    5. порядок управления объектами недвижимости и объектами инфраструктуры, созданными за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и расположенными в границах особой экономической зоны, а также порядок эксплуатации и содержания таких объектов, в том числе осуществления их капитального ремонта;
    6. порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и расположенным в границах особой экономической зоны, после прекращения существования особой экономической зоны;
    7. обязательства органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам особой экономической зоны;
    8. порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны;
    9. обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по делегированию федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования;
    10. обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования;
    11. иные условия, предусмотренные Федеральным законом.

Объекты инфраструктуры особой экономической зоны могут создаваться за счет других источников.

Особая экономическая зона создается на двадцать лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.

13. Условия досрочного прекращения существования особых экономических зон

Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:

    1. это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
    2. в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
    3. в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая или туристско-рекреационная деятельность.

Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации.

14. Финансирование создания объектов инфраструктур особой экономической зоны.

1. Финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

2. Обязательства Российской Федерации по финансированию создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны могут исполняться посредством внесения взноса в уставный капитал открытого акционерного общества, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и последующего финансирования этим открытым акционерным обществом создания объектов инфраструктуры особых экономических зон, в том числе посредством внесения взноса в уставный капитал управляющей компании особой экономической зоны.

3. Обязательства субъекта Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, муниципального образования или муниципальных образований по финансированию создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны могут исполняться посредством внесения взноса в уставный капитал управляющей компании особой экономической зоны.

15. Единая централизованная система управления особыми экономическими зонами

По смыслу комментируемой статьи в систему органов управления ОЭЗ входят:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ;

2) органы управления особыми экономическими зонами, под которыми законодатель понимает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные органы;

3) наблюдательные советы ОЭЗ.

2. Основная задача федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ, состоит в разработке единой государственной политики в сфере создания и функционирования ОЭЗ. Анализируя положения Указов Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <1>, от 20 мая 2004 года N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" <2>, от 22 июля 2005 года N 855 "О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами" <3>, а также Постановления Правительства РФ от 27 августа 2004 года N 443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации" <4>, можно сделать вывод о том, что таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ, является Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России). В этом качестве Минэкономразвития России принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с учреждением и функционированием ОЭЗ (например, Приказ Минэкономразвития России от 16 января 2006 года N 2 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами").

16. Полномочия органов управления особыми экономическими зонами

Полномочия РосОЭЗ перечислены в Положении о Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2005 года N 530 "О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами".

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ):

проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ, включая проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд, в том числе для нужд Агентства;

осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству;

осуществляет управление ОЭЗ в порядке и пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

проводит в установленном порядке отбор заявок на создание ОЭЗ одного типа;

организует ведение банка данных земельных участков, отведенных для создания ОЭЗ, и объектов недвижимости, находящихся на территории ОЭЗ;

управляет и распоряжается объектами недвижимости, расположенными на территории ОЭЗ и находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, в порядке, установленном соглашением о создании ОЭЗ, а также земельными участками в пределах территории ОЭЗ на основании соглашения о создании ОЭЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К полномочиям РосОЭЗ отнесены также:

мониторинг реализации соглашений о создании ОЭЗ;

регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов ОЭЗ. РосОЭЗ ведет реестр резидентов ОЭЗ;

оформление по заявлению резидента ОЭЗ приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности;

контроль за исполнением резидентом ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Правовое положение резидентов особой экономической зоны

Рекреационный район Административная территория Основные виды туризма
I. РТЗ Европейский Север
1.1. Кольско-Карельский Мурманская область и Республика Карелия
1.2. Русский Север Архангельская (включая Ненецкий автономный округ) и Вологодская области. Республика Коми Познавательный, экологический, спортивный (горнолыжный), пеший туризм, круизы, охота, рыбная ловля, паломничество
1.3. Ленинградский Санкт-Петербург и Ленинградская область (курортная зона Финского залива, дворцово-парковые комплексы) Деловой туризм, круизы, отдых с лечением, историко-культурный, деловой туризм, автотуризм, речные круизы
II. РТЗ Центр России
2.1. Западный Деловой туризм, круизы, отдых с лечением Историко-культурный, деловой туризм, автотуризм, речные круизы
а) морской Калининградская область
б) континентальный Псковская и Новгородская области
2.2. Центральный Москва, Московская, Смоленская, Брянская, Орловская, Калужская, Тульская, Рязанская и Владимирская области Историко-культурный, деловой туризм, экскурсии, автотуризм и речные круизы, пассивный и активный отдых (рыбалка), лечение
2.3. Верхне-Волжский Тверская, Ярославская, Костромская, Ивановская, Нижегородская, Кировская области и северные части республик Удмуртии, Чувашии, Марий Эл -//-
2.4. Среднее Поволжье Республика Татарстан, Ульяновская, Самарская, Саратовская области Историко-культурный туризм, экскурсии, автотуризм и речные круизы. Пассивный и активный отдых (рыбалка)
2.5. Уральский Пермский край, Свердловская, Челябинская, Оренбургская области, Республика Башкор­тостан и восточная часть Удмуртии Познавательный, экологический и спортивный (горнолыжный, водный), пеший туризм, трекинг, автотуризм
III. РТЗ Европейский Юг России
3.1. Азовский Прибрежные районы Ростовской области и Краснодарско­го края Пассивный отдых с лечением (морские купания), пеший туризм, экскурсии
3.2. Кавказско-Черноморский Прибрежные районы Краснодарского края -//-
3.3. Каспийский Прибрежная часть Республики Дагестан Морские купания, спортивный туризм
3.4. Северо-Кавказский Предгорные и низкогорные части Краснодарского и Ставропольского краев и республик Северного Кавказа (Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Чечни и Дагестана) Пассивный отдых с лечением, спортивный, пеший туризм, экскурсии
3.5. Горно-Кавказский Средне- и высокогорные районы Большого Кавказа (Краснодарский край, Карачаево-Черкесская, Кабар­дино-Балкарская, Северо-Осетинская, Ингушская, Чеченская и Дагестанская республики) -//-
3.6.Нижнее Поволжье Волгоградская и Астраханская области, Республика Калмыкия Историко-культурный туризм, экскурсии, автотуризм и речные круизы, рыбалка
3.7. Южнорусский Курская, Белгородская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Пензенская области, Республика Мордо­вия, континентальные районы Ростовской области, степная часть Краснодарского и Ставропольского краев Пеший, водный и автотуризм, рыболовство, охота, круизы
IV. РТЗ Юг Сибири и Дальнего Востока
4.1. Обско-Алтайский Южные части Тюменской, Томской областей, Омская, Новосибирская, Кемеровская области, Алтайский край, Республика Алтай Пеший, горнолыжный туризм, пассивный отдых с лечением
4.2. Саянский (Енисейский) Южная часть Красноярского края, республики Хакасия и Тыва Пеший, спортивный туризм (водные, горные, спелеотуры), автомобильные туры
4.3. Прибайкальский Бурятия и южная часть Иркутской и Читинской областей Таежная охота, рыбалка. Пеший туризм, миникруизы по Байкалу, конгрессный туризм в сочетании с отдыхом и экскурсионной программой на Байкале
4.4.Амурско-Дальневосточный: а) континентальный Хабаровский край, Амурская область (кроме северных территорий) Пеший, экотуризм, рыбалка, охота
б) морской прибрежный и морской островной Приморский край, Сахалин и Курильские о-ва Пеший, экотуризм, пассивный отдых с лечением, экскурсии, охота, рыбалка, деловые туры
V. РТЗ Азиатский Север
5.1. Обско-Путоранский Северные районы Тюменской и Томской областей, север Красноярского края (в том числе плато Путорана; округа: Эвенкийский и Долгано-Ненецкий) Спортивный, пеший туризм
5.2. Якутский Республика Саха (Якутия); север Иркутской, Читинской и Амурской областей Экотуризм, познавательные, деловые туры
5.3. Колымско-Чукотский Магаданская область, Чукотский автономный округ, север Камчатской области Экотуризм, пассивный отдых с лечением, пеший туризм
5.4. Камчатский Юг Камчатской области -//-

В 2006 г. законодательно решен вопрос о создании особых экономических туристско-рекреационных зон России (№ 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об особых экономических зонах в Российской Федерации"»). Проведен конкурс среди регионов, претендующих на получение этого статуса. Комиссией по проведению конкурса был утвержден список семи туристских зон.

Последние материалы сайта